Кажется, последние времена все-же наступили. Кажется, мы все-таки приближаемся к концу. Кажется, теперь это уже не "кажется", а "на самом деле". Ибо никогда ранее наша цивилизация еще не приобретала столь оригинального облика. Мы проходим через очень необычную эпоху развития нашей цивилизации - у нас исчезла сама потребность эволюционировать.

И вновь "кажется", что все - ровно наоборот. Достижения науки ошеломляющие. Как никогда ранее, мы достигли выдающегося технологического прогресса. Именно сейчас наша цивилизация выглядит как раз "такой, какой должна быть" с рядом уточняющих поправок. "Вот бы везде демократия, как в Норвегии или Швейцарии" и без войн. Общество ученых и поэтов.

А так, в целом - почти Атлантида. Как раз перед тем, как затонуть...

Что же пугает меня в современном обществе.

Тотальное равнодушие. Ко всему. Человечество пресытилось всем тем, что создало. Компьютерных игр любых - вагон и маленькая тележка. Новости о выходе крутых смартофонов уже не восхищают, как раньше. Из дома можно записаться к врачу и поиграть с друзьями из Америки или Канады. Дома можно сесть в кресло и утонуть в Интернет. Меня не покидает ощущение, что мы достигли состояния Римской империи на момент первого прихода Христа в мир.

Вспомним древнюю империю. Величественная и громоздкая, она захватила весь мир. Бани, купальни, сады, колизей, скачки, пиры - все это занимало жизнь римлянина с головой. Империя погрязла в роскоши и удовольствиях.

Римская матрона имела гарем из любовников-рабов, а ее муж, развращенный не менее, мог в то же время выбирать себе на невольничьем рынке отборных прекрасных юношей для собственных постельных утех. Пиры длились по несколько дней и сопровождались грязными оргиями.

Христианская проповедь пришла в пресыщенный удовольствиями мир Рима. И полилась кровь мучеников. Люди принимали христианство и умирали за него же. И кто были эти мученики? Да те же самые римляне. Как те же самые? Это "эти" (небрежный кивок головой налево с презрительной гримасой моралиста)? Да, эти. Люди устали от пустоты, от тупика вечных пиров, от громоздкой идеи империи на весь мир. Люди жаждали чего-то настоящего. И когда это настоящее пришло - люди это почувствовали столь пронзительно, что многие были готовы на смерть. Только бы не возвращаться опять "в тот самый мир" - с его пирами, оргиями и идеями о величии Рима.

Сегодня история повторяется, но с существенными правками. Вновь мир (хотя и воюет) как никогда ранее заточен на потребителя, на услаждение, на удовольствия. В каком-то смысле, наступила эпоха большой скуки. Я ловлю себя на мысли, что мне более не интересно смотреть кино или телевизор. Мне кажется, что я видел уже все. Мне не интересно играть или читать книги. Кажется, будто ты слышал уже все. Но - это не совсем так. Просто наши мысли стали мелкими и какими-то вторичными. Потому что рынок, идущий за потребителем, не тиражирует "глубину", глубина рождается зачастую случайно и таинственно в лесной глуши или в домике на опушке. Для глубины нужна тишина.

А ее то и нет!

Но хуже всего, что исчез сам спрос на глубину. Люди не готовы читать глубокие мысли, глубокие размышления, познавать глубокие чувства. Люди как будто все больше приближаются к облику героев комикса - "парочка супер-способностей, крутой костюм, и вечная маска на лице". Знакомо, не правда ли? Все труднее и труднее стало найти в таком (вроде бы!) большом мире интересного и мыслящего собеседника. Сплошные "репосты" и на странице и в душе.

Меня пугает простая мысль. Сегодняшнее общество потребления через пол-века эволюции смартофонов, телевизоров, компьютеров и интернета утратит главную способность, ради которой живет планета. Это "способность порождать святых". Я с огромным удовольствием читаю жития греческих или русских православных святых 20-го века. В основном, их судьбы выглядят похоже. Маленькая, бедная благочестивая семья. Мать - святая женщина, отец скромен и благочестив. Сын чувствует потребность в Боге и идет в монастырь. И становится "кем-то великим".

Казалось бы, ну а наши дни чем плохи? Вот тебе и интернет, и материалы, и книги. Не читают! Вот проблема! Не хотят читать глубокие, сложные, многомерные материалы. Только облегченные материалы, похожие на комиксы. Сегодня в моде демотиваторы - пара строк на белом холсте и тонны лайков в ответ. Все это неизбежно приводит к деградации мысли, а христианство - это обратный процесс. Он, напротив, требует глубины мысли и тишины духа. Как раз все то, чего лишился мир.

Что для нас, как для христиан, это означает? Ведь какой смысл в пустых рассуждениях о проблемах, если "ничего нельзя сделать"? Ведь нам же нужен практический вывод из любой мысли, не так ли! И этот вывод есть.

Раз мир стоит недалеко от конца, а мы - команда последних времен, у нас актуальны следующие задачи:

1. Срочно усилить молитвы за умерших родственников. Если сорокоусты за упокой до сих пор не заказаны, срочно заказать и постоянно поддерживать. Нет смысла вкладываться в технику, в какие-то мирские блага, нужно сосредоточиться на "вымаливании родственников". Почему? Ну потому что после страшного Суда ставится окончательная точка и тот, кто не вымолен до страшного Суда и находится в аду, останется там навечно. И раз сейчас "последние времена", значит и страшный Суд не за горами и у родных осталось "не так много времени".

2. Усилить помощь монастырям. Монастыри, особенно сельские - последние оплоты молитвы. В городских храмах часто и служба не каждый день и службы сокращаются. Если есть возможность - хоть немного, но переводите на содержание монастырей. Выберите какой-нибудь монастырь (можно на Афоне) и помогайте ему финансово. Вы будете под молитвенной защитой + Вы будете иметь часть в поддержании молитвы в мире в эти последние времена.

3. Каждый христианин, как мне думается, вновь должен вспомнить ощущения от живого переплета настоящей православной книги. Раньше благочестивое православное чтение давало много радости. Сегодня все скатилось к демотиваторам и цитатам. Стоит вернуться вновь к богатым и сложным объемным духовным мыслям в противовес все более плоскому в духовном измерении миру.

4. Вообще есть смысл неким образом уже окончательно для себя отыскать некое служение, которое было бы милостыней людям этого мира. Или в больнице, или хосписе или еще где, где нужны руки. Разумеется, при наличии свободного времени.

Я думаю, только такие выводы и должны быть из мыслей о "скором конце света". Не борьбой с ним надо заниматься, а с радостью ждать Господа Иисуса Христа и срочно пытаться "помочь себе и другим". Вот как-то так... Благо, ждать осталось не долго.

Автор: Дмитрий Сиверс