Протестанты
Протестантизм - это одна из трех ведущих форм христианства (Православие, Католицизм, Протестантизм). Протестантизм возник как протест против ряда инициатив Римской Католической Церкви в первой половине 16-го века (продажу индульгенций, например). Все протестанты предпочитают называть себя христианами (Например, православный христианин назовет себя, скорее всего, "православным", а католик так и назовет "католиком").

Минусы протестантизма

Похожи на менеджеров MLM-компаний. Это то, что меня всегда раздражало не только в протестантах, но и работающих в разных сетевых структурах людях. Вот работает человек в Amway и все - все окружающие для него превращаются в потребителей, производимая фирмой продукция становится Продуктом (именно так, с большой буквы), а президент компании - в Лидера.

В итоге от таких ребят начинаешь просто шарахаться, потому что они в тебе видят не личность, а некоего покупателя. Вот подходит к тебе сетевик и заводит невинный разговор. А ты - уже понимаешь - итогом разговора все равно станет предложение о покупке того или иного Продукта.

Протестанты чем-то похожи. Одной из основ их деятельности является апостольская - то есть, постоянная проповедь. Нет, нет, не подумайте, что это как-то плохо. Это здорово. Но - это несет тот самый оттенок сетевого маркетинга. Походит к тебе протестант, начинает невинный разговор, предлагает поговорить о Боге или твоей жизни. Но ты уже заранее знаешь, что в принципе, с тобой "работают". Не видят в тебе человека, а видят некоего "клиента".

Лично меня это оттолкнуло резко и навсегда. Я очень ценю свою свободу и свою личность. В Православии в храм можно ходить годами, и к тебе никто не подойдет, не будет знать твоего имени. Ты будешь общаться напрямую с Богом, слушать службу, воспринимать особую удивительную тишину внутри храма. Но при этом - без стойкого привкуса сетевых структур.

Можно было бы сказать, что Православие более равнодушно к людям. Но - нет. Православию 2000 лет. Оно прошло проверку временем и доказало - такая форма наиболее приятна людям. Когда человек именно захочет общения, он подойдет к батюшке, сам познакомится с прихожанами. Но часто люди в храм приходят именно к Богу, и именно Бога часто можно услышать и почувствовать на Православной службе.

Заклешированная однотипная речь. Я, как писатель, очень ценю саму возможность использовать все богатство русского языка. Но у ребят из протестантских церквей речь очень однотипна. "Я принял Иисуса своим спасителем", "Я поклоняюсь Богу в духе и истине", "Я сегодня говорил с Богом в духе" и т.д Нет, фразы то нормальные. Просто... ну.. это подражание речи апостола Павла, или Евангелистов.

Представьте. Мы все - очень разные. Мы все - личности. Мы все - уникальны. Уникальны внешностью, характером, тембром, цветом и выражением глаз. И по моему глубочайшему убеждению, Христос очень ценит в нас эту разность, эту индивидуальность, как мать и отец могут любоваться своими разными детьми.

Протестанты, пусть даже неосознанно, подражают ограниченному кругу лиц, подражают их речи. Нет, еще раз повторюсь - подражать апостолом круто, это здорово. Но подражать можно поступкам. Зачем подражать даже стилистике разговора?

Я в восторге от проповедей православного проповедника и священника Андрея Ткачева. Это настоящий гений слова. Он до такой степени красиво излагает духовные истины, что ты понимаешь - да, это обалденно, это красиво, это - есть настоящий пир духа. При этом он просто в совершенстве знает Евангелие.

Оцените эту красоту:



Обратите внимание. Он говорит богатым, живым, красивым языком. Все ясно и понятно, и все это без заезженных фраз и выражений. Кстати, часто протестантов называют сектантами именно за эту вот однотипность речи. Именно сектам свойственно обезличивать людей, делать их одинаковыми. Поэтому одинаковость в речи протестанских верующих - я считаю минусом.

Кстати, если понравилось видео, посмотреть больше проповедей этого удивительного человека можно здесь. Я же, сравнивая живую и богатую речь умных православных священников и однотипную у христиан-протестантов, голосую за православных. Потому что с детства ценю в людях богатый, инкрустированный изысканными фразами и выражениями, ограненный и ювелирно выточенный литературный талант.

Отсутствие храмов. Протестанты собираются на стадионах, снимают актовые залы. Лично мне это не нравится тем, что это не создает особую атмосферу. Только представьте. Старинный храм, в котором люди молятся уже несколько столетий, как будто насквозь пронизан какой-то особой историей.

Но актовый зал пронизан совсем другим. Только вчера тут собирались активисты политической партии, позавчера был рок-концерт, а сегодня собрались христиане. Есть некая духовно-ментальная неразборчивость в этом, как будто нам все равно, что вчера тут гремели рокерские тексты, а сегодня будет читаться Евангелие.

Мне кажется, я будто чувствую еще не до конца выветрившийся запах вчерашних сигарет, позавчерашней дискотеки. И вот прихожу в зал, и там само пространство еще напряженно гудит, помнит о басовом грохоте и гитарах. И вот в этом же пространстве начинается разговор о Боге.

Отсутствие, собственно, службы. У протестантов нет службы в том понимании, как у Православных или Католиков. У Православных есть литургия, у Католиков есть месса. У протестантов есть "собрание". То есть, люди просто собираются, чтобы поговорить о Боге. Опять же, ничего плохого нет в том, чтобы где-то собраться, чтобы поговорить о Боге и тщательно изучить Евангелие. Но не когда это практически единственное, что у тебя есть.

Рано или поздно Евангелие ты будешь знать наизусть. И душа может запросить чего-то иного. Православная служба не надоедает никогда. Чем больше ходишь - тем больше хочется. У протестантов был - как-то не зацепило.

Мне не понравились песни под эстрадные инструменты. Вроде бы, что такого то? А вот как то воспринялось лично мной как снижение глубины образов Христианства. Как будто некую поистине космическую, звездную высоту, незримую светоносную славу редуцировали в нечто приземленно-понятное, эдакий духовный Мак Дональдс.

Как сказал один человек "Православие нас грешных толкает в небеса. Протестантизм небесное сводит на землю". Ребят из протестантских церквей такая точка зрения может обидеть, ну...извиняйте, братцы. Личное впечатление, ничего более. Век информационной открытости. Тем более что про минусы Православия я тоже честно напишу. В отдельной статье. Вот правда, ничего не скрою.

Отсутствие святых. Лично это для меня полный крест на протестантизме. Я очень люблю многих святых. Более того, я их почитаю (не путать с поклонением Богу и восторгом перед яркими личностями, ведь и протестанты в этом же смысле уважают ярких талантливых пасторов с гениальным служением). Да, наверное, почитание святых в христианстве - это аналог уважения гениальных пасторов (всемирно известных). Ведь к гениальным пасторам отношение с пиететом - "пророк, мол, великое служение".

Да, мне известно, что многие протестанты почитание икон и наличие почитания святых называют идолопоклонством. Но - ни Православные, ни Католики не называют святых богами и уж тем более не верят, что "некий бог живет внутри иконы".

Почитание святого сродни почитанию Отца и Матери (пятая заповедь). Вот есть некая яркая, чудесная, гениальная личность вроде Николая Угодника, он же Святой Николай (по английски Saint Nicolaus или Санта Клаус). Дети ждут его на рождество с подарками. Взрослые всего мира часто просят его о помощи.

Можно ли сказать, что для нас Санта Клаус - Святой Николай, это заменитель Христа? Ни в коем случае. Это небесный друг, делающий нашу жизнь ярче, интереснее и даже загадочнее. Ведь святой Николай дарит нам чудо на рождество, а таинственный полумрак под елкой делает добрым и ласковым. Ребенок с восторгом ждет подарков от Санты, и для него это самые радостные минуты в жизни. Что же в этом плохого?

Отсутствие возможности повлиять на участь умерших. Православные христиане имеют много свидетельств, доказывающих, что молитва верующих за усопших (а особенно молитва на литургии) может не только облегчать участь грешников в аду, но даже избавлять их из ада. Разумеется, это возможно только в том случае, если умерший - православный христианин, который не хулил веру.

У протестантов судьба умершего считается уже окончательной (по крайней мере, попыток повлиять на судьбу умерших они не предпринимают, по моим данным). А это очень большой, огромный недостаток. Ведь насколько здорово иметь возможность любимым предкам помочь, поднять их выше к небесам с помощью православных молитв и сорокоустов.

Плюсы протестантизма

Я бы очень не хотел, чтобы ребята-протестанты, если они вдруг прочитают эту статью, расстроились бы. Я всего лишь излагаю собственное мнение. Все вышесказанное - мое глубокое ИМХО, тем более что о плюсах я тоже честно скажу. Потому что плюсы я тоже вижу.

Тебе оказывают больше внимания на собраниях. Это и плюс и минус. Все зависит от того, любишь ли ты внимание. Я лично не люблю, поэтому я любое внимание к себе восприму как попытку мне что-то продать. Но я знаю немало людей, для которых важно не столько искание Бога, сколько поиск людей, которые тоже Его ищут. Эдакий клуб единомышленников.

Протестанты полностью удовлетворят такое устремление. У тебя будет много знакомых, тоже протестантов. У вас точно будут общие темы для разговора. Вы точно ощутите, что контактов в вашей жизни стало больше.

Протестанты часто последовательнее выполняют указания христианства. Вот это 100%. Наш, православный братик может пойти и сделать что-нибудь недостойное. Протестанты очень блюдут себя. Они в самом деле отличаются по поступкам, и выглядят лучше и правда лучше как люди. Христианство в самом деле делает их лучше. Я это лично видел на многих примерах. Их вера в самом деле не дает им совершать подлости. Вот бы моим братьям по Православию такую последовательность.

Протестанты считают себя сразу спасенными. То есть, как только человек принял Христа своим спасителем и стал протестантом, он сразу считается спасенным (в ад не попадет). Это, кстати, спорный тезис, который может кого-то даже оттолкнуть (как отталкивает бесплатный сыр в мышеловке). Как будто бы, только вступив в протестантизм, ты сразу же утрачиваешь цель.

Хотя, конечно, это не так. Протестанты на своих собраниях как бы учатся жить с Богом, изучают его заповеди, если угодно, "знакомятся с Богом", тщательно штудируя Библию. Это может подкупать, ведь постоянно жить на позитиве, изучать такую великую личность как Иисус Христос, в самом деле может быть очень и очень интересно.

Протестанты больше проповедуют. И это правда. У них одна из основных задач - миссионерство. Они последовательны и не просто говорят о проповеди, но реально проповедуют. И ездят и в Африку, и Сенегал, и на бенгальские острова, и куда только не ездят.

Протестанты и не только проповедуют. Есть у них и социальное служение. Вообще, в каком-то смысле, протестанты ведут себя более активно. Они выходят в люди, они стараются идти на диалог.

Мои выводы из плюсов и минусов

Я - Православный. Это и есть главный вывод. Мне очень понравилась православная служба, с церковным хоровым пением, с очень красивыми духовными, тихими и трепетными произведениями, от которых ты можешь ощутить себя на седьмом небе.

Например, послушав что-то такое...



Мне очень дороги и святые, которые дают ориентир (на кого ровняться) и иконы, и запах ладана, и таинственный полумрак церкви. Это слишком важные элементы, чтобы выкинуть их, иначе получается, что вместе с водой выплескиваем и ребенка.

Да, мир протестантизма в чем-то понятнее, в чем-то дружелюбнее. Но он и проще, и если угодно, может быть более мелким. Многие считают протестантов сектантами. Я лично противник такой точки зрения. Я считаю, что у протестантизма есть чему поучиться. Например, их практикам изучения Евангелия. Ведь введи подобные курсы при храме - и у нас будет все, что есть у протестантов (а у них при этом не появится того, что есть у нас). Но - у нас слабо с этими инициативами.

Я против и того, чтобы считать протестантов какими-то заблуждающимися людьми. Да, мне их вера кажется какого-то розового цвета, в ней переизбыток какого-то такого розового меда с патокой, слишком на мой вкус, слащаво. Но - я охотно допускаю, что есть люди, которым важен именно такой путь и к другому они либо не готовы, либо не хотят.

Если уж выбирать между атеизмом и протестантизмом, между троллингом и протестантизмом, между неуемным потреблением спиртного и сигарет и протестантизмом - я бы смело сказал. Ребята, лучше станьте протестантами. Вы будете неплохими людьми. Просто - Православие еще выше и глубже.

Автор: Дмитрий Сиверс