"Почему вы поклоняетесь доске и краскам" - упрекают православных протестанты. "В Библии Бог запретил делать изображения и поклоняться им". И так легко можно не заметить, что собственные агитационные материалы протестантов прямо-таки пестрят картинками и очень-очень красочные. Конечно, можно было бы сказать "дак протестанты изображениям в книге не поклоняются". По правде говоря, православные тоже не поклоняются иконе, они поклоняются изображенному на ней.

В чем тут нюанс? Все просто. Если, скажем, некий протестант возжелает продемонстрировать глупость православного человека и достанет из кармана некое изображение Иисуса Христа, православный это изображение целовать не будет. Потому что это - не икона. Казалось бы, в чем разница?

А вот разница именно в том, что и делает православных не идолопоклонниками. Чтобы икона (вообще любое изображение) стало иконой, нужно обязательно рядом с изображением разместить имя того, кто на ней изображен.

Имя - это личность. Говоря "Иисус Христос" - мы подразумеваем вторую ипостась Святой Троицы, Бога Сына. Мы вовсе не подразумеваем, что за именем Иисус Христос прячется дубовая или липовая доска.

Допустим, некий искусный резчик по дереву создал, казалось бы, икону. Деревянная пластина с прекрасным выструганным из дерева ликом очень похожа на Христа. Но - это НЕ икона. Она не станет иконой, пока на нее не будет нанесено указание "Это - Иисус Христос". Ведь художник мог рисовать не Христа, а какого-нибудь другого похожего на него персонажа, не так ли? Но как только на иконе надписано имя, это имя ассоциируется с конкретной личностью. И целуя икону, мы - целуем личность, а не доску. Ведь когда нас спрашивают "в кого веришь" - мы отвечаем "В Иисуса Христа", подразумевая, что имя Бога понятно и нам, и тому, кто спрашивает.

Но Бог запретил делать изображения и поклоняться им!

Давайте по пунктам.

Сами протестанты изображения делают. В их книгах изображений более чем достаточно. Значит, им понятно, что не любые изображения делать нельзя, а только те, которые заменяют собой Бога. Те, которые могут быть использованы как идолы. Ведь Бог дал запрет Израилю в тот период, когда очень сильно распространялось язычество среди еврейского народа.

Значит, запрещены не любые изображения. Те изображения, которые не задумывались как идолы для поклонения, вполне допустимы. И на том же ковчеге завета было изображение херувимов.

Теперь по поводу "поклонения".

Как уже написано выше, поклонение осуществляется не изображению, а личности того, кто изображен на иконе. Для чего иконы вообще создаются? Да для того, чтобы эту личность легче было представить тому, кто лишен воображения. Для того, чтобы было сакральное место молитвы, где таких изображений много. Это настраивает на молитву несколько лучше, нежели ревущий звук гитар и синтезаторов. По нашему православному, само собой, мнению.

Можно было бы предположить, что это игра словами, но - нет. Одним из аргументов в борьбе против икон был тот факт, что Бога не видел никто никогда. И если человеческую ипостась Христа изобразить можно, то как изобразить Его божественную часть? Ведь она не поддается нашему пониманию.

Удар по иконам с подобным аргументом был нанесен мощный. Но именно аргумент, что поклонение идет не ипостаси, не природе, а ЛИЧНОСТИ (а личность непосредственно связана с именем и узнается по имени), надпись имени на иконе делает икону отсылкой к личности, а не самостоятельным идолом. Целующий икону верующий человек не думает, что внутри иконы сидит маленький божок, а понимает, что Бог - на небе. В каком-то смысле, поцеловать икону, все равно что следы Христа на земле поцеловать, точно зная, что это следы именно Христа.

Кроме того, богословская мысль протестантов против икон в любом случае звучит как новаторство, ибо возникла по истечении 1600 лет бытия христианства (в 16-м веке, когда возник протестантизм).

Самая древняя икона


Поэтому несколько странно слышать от молодой традиции, объясняющей старой, у которой множество святых, совершавших чудеса, воскрешающие мертвых, исцеляющие больных силой православной веры, что "они верили 1600 лет неправильно". Потому что тогда это прямое нарушение слов Христа "На камени сем созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ея". Если признать, что православие до прихода протестантов проповедовало ересь 1600 лет - это означало бы, что Церковь Христа потерпела полное фиаско, впав в ересь. Это означало бы, что до протестантов церкви просто не существовало.

Но как тогда относиться к словам Евангелия и словам Христа, что церковь не одолеют врата ада? Как к идее, что существует некая "невидимая" церковь святых? Но зачем тогда апостол Иоанн писал послания к конкретным церквям в конкретных городах. Зачем вообще послание невидимым церквям, если никто не знает, где она находится и как с ней связаться?

Более того, сами протестанты пользуются тем каноном Евангелия, который был создал на Лаодикийском ПРАВОСЛАВНОМ соборе в 360 году, когда иконы уже открыто почитались. Это более чем странно. Ведь по логике протестантов, церковь впала в ересь. А значит, в ней не может быть духоносных святых людей. Тогда почему сами протестанты поверили решению Лаодикийского собора, составленного из православных епископов и пользуются книгами, которые составлены в канон именно православным корпусом епископов?

p.s

Ересь иконоборчества возникла в 8-м веке, но была осуждена как ересь на 7-м вселенском соборе соборным христианским разумом.

Автор: Дмитрий Сиверс