Чтобы говорить о спасении души "от чего-то", надо сначала понять - "а что с нами, собственно, не так"? Если говорить упрощенно, мы (наша память, наша совесть, наши эмоции) заполнены не тем, чем надо. Память забита пустой информацией, совесть обличает за очень многое, а наши эмоции слишком редко бывают чистыми и ясными, как в раннем детстве, когда ты шел с ранцем по весне, сдав последний экзамен и вдыхая аромат юной весенней зелени. Изобразить эти проблемы заполненности "не тем", мыслей "не о том" лучше всего сможет художник или поэт. Глубокие морщины и затравленный волчий взгляд на холсте делают понятными и скорбь и отсутствие весенней радости бытия.

Христианство заполненность личности "не тем" видит очень ярко и образно. Вот был чистый ребенок, ликующий и радующийся жизни. И вот он тускнеет, тускнеет, тускнеет. Он учится врать, выживать, приспосабливаться. И его душа из чего-то удивительного, лазурного, сияющего и пахнущего морем превращается в мусорный контейнер в опасном районе города. Иногда здесь находят и трупы. Человек обрастает грехами, как юный принц, сбежавший из райского царского дворца.

Вот наивного юношу обирают куртизанки, забрав кошелек и царскую одежду. Вот он ходит и побирается, чтобы наполнить желудок. А вот уже он с мрачным взглядом и ножом в руке сам становится хищником на большой дороге жизни. Был чистым - стал хищным.

Мысль вроде понятна. Все, с чем мы контактируем - оставляет на нас след. Поругались - прикоснулись к мрачным эмоциям. Посмотрели похабный фильм - оставили след на душе и в памяти. Обманули - отяжелели душой. Обманули много раз - стали мрачны внутри, как упомянутая выше городская подворотня в опасном квартале. Мы обросли грехами.

Для нас с вами важно то, что грехи мы ощущаем как эмоции, как внутренние ощущения. Это не просто условная запись нашего "правонарушения" в некой небесной судейской канцелярии. Это было бы слишком просто, ведь тогда и все наши проблемы с грехом были бы очень далеко. Но нет, увы. Ощущение всего нашего жизненного пути всегда живет в нас в виде разного рода переживаний. Мы либо свято и светло радуемся хорошему поступку, либо - прячем глаза и идем по жизни с тяжестью после недостойного деяния.

Что обещает христианство всем нам?

Свободу от греха. То есть, свободу от всех вышеописанных мрачных переживаний. Живя по вере, мы наполнимся новыми переживаниями. Нас может посещать и печаль, но это будет светлая, радостная, задумчивая печаль. Мы можем и скорбеть, но чувствовать - это освобождающая скорбь, очистительные слезы. И иногда к нам начнет наведываться радость. Необычная, неземная. Тихая, как весенний ласковый ветер и очень сладкая, как похвала мамы. Мы заново откроем для себя красоту истинной святой любви (а не "i Love You", идущее в комплекте с презервативом).

В чем смысл жизни? Это давно не секрет. Мы живем, чтобы чувствовать. Смысл жизни в том, чтобы чувствовать ликующую свежую радость, как у юнги на мачте дивного парусника. Вот подставил мальчуган лицо свежему морскому ветру, вокруг белоснежные паруса, а корабль летит, летит... куда-то вдаль, к мечте. К чему-то немыслимому и прекрасному. А сердце рвется из груди, наперегонки с парусами - вперед, к подвигу.

Христианство спасает в нас самое ценное - переживания, ощущения, внутреннее состояние. Христианство вновь дарует нам смысл жизни. И я вновь возвращаюсь к вопросу - так что такое спасение?

Это радость хорошего поступка, это благоухание святой мысли, это святая нежность в отношениях, это сердце, наполненное особой чистотой небесного свойства. Такая чистота похожа на лазурный брильянт, сияющий внутренним светом. Спасение, это когда все вышеперечисленные свойства ты забираешь с собой за грань смерти. На предсмертном одре ты поймешь - ты жил, а не гнил, дышал, а не хрипел под тяжестью недостойных мыслей. Ты все-таки сумел полететь. А теперь тебе пора. Потому что тебя ждут небесные друзья, такие же, как ты сам. Чистые и огненные, как звезды. Лети и ты в небеса, пламенная птица.

Здесь должна была бы зазвучать неземной красоты музыка и чудесные кадры показали бы нам, как распахиваются дивной красоты ажурные сияющие врата и ликующее сообщество прекрасноликих людей в белых одеждах принимает в свое сообщество нового брата или сестру, но...музыка затихает, наталкиваясь на неожиданный вопрос.

Ок. Все это теория. На практике то - какой поступок считается достойным? Как вообще поступать правильно? Как вообще понять, что твое поведение достойно? Мы ведь живем не в черно-белом мире. Тут много оттенков. И вот тут мы начнем говорить о Христе Спасителе.

Христос - податель небесных переживаний. Именно он, как мы видим на практике, и дает те самые неземные ощущения от достойных поступков. Именно потому Христа и называют истиной. Истина - это не "что", а "Кто". Ведущий себя достойно приближается к Христу, черпает от Него небесные переживания, обретает радость. Поэтому Христос - это компас спасения. Каждому человеку даются эмоции, чтобы понять, какой поступок гнил и пахнет протухшей рыбой, а какой - благоухает небом. Христос за достойные поступки посылает христианину свою Благодать Святого Духа. Сладкий огонь, наполняющий чистого. Поэтому христиане существуют 2000 лет и их пока никто не истребил. Трудно переубедить "научными аргументами" того, кто всем сердцем чувствует разницу между "жил без веры" и "живу по вере". Был мертв и заживо гнил и вдруг ожил.

Так как же спасти душу в два простых шага?

Как и озвучено - делаешь всю свою жизнь два простых шага.

1. Сделал.

2. Наблюдаешь и анализируешь.

Подал нищему. Заглянул в себя. Ощутил, как там потеплело и похорошело. Запомнил. Отложил в копилку небесных ощущений. По возможности повторил. Прочитал молитвы. Как-то невнимательно прочитал - пустота на душе. А вот сегодня было внимание - ух как тепло. Запомнил. Отложил. Повторил. Спасение - это многократное повторение шагов и тех действий, что вызывали сладость на душе. Через сладость небесных переживаний сам Господь общается с нами, как бы указывая на правильные поступки и поощряя их повторение.

Правда, надо отметить один важный нюанс. Делая доброе, можно впасть в уныние. Это удивляет, но это тоже бывает. Это некая усталость воина, который понимает, что врагов вокруг слишком много, а в руках лишь зазубренный меч да поломанное копье, ведь битва длится так долго, что уже и забыл, когда она началась. А раны кровоточат и сил все меньше.

Поэтому нельзя недооценивать силу ВТОРОГО шага - "наблюдаешь и анализируешь". Как воин знает свои сильные и слабые стороны, себя надо изучать. Если ты склонен к самокритике - учитывай это в минуты уныния. Если ты болтлив - учитывай это. Если жаден - не удивляйся приступу уныния после милостыни. Если у тебя заболевания сердца и сосудов - учитывай это и помни, что сосудистые заболевания влияют на настроение. Изучай себя и свое тело. Учись отличать сигналы нездорового тела от душевных болей вследствие дурного поступка.

Спустя годы будут и плоды. Себя будешь знать лучше. Делать доброе войдет в привычку, а стойкость в добре даст задел для вечного спасения. И достигший Рая познает огненно-сладкую жизнь в мире вечной весны под пламенным и любящим взглядом самого Господа. Дай Бог каждому такого итога жизненного пути...

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!