Зачем вот ходить в храм, когда можно верить и дома, и в душе, и вообще - мой дом, моя крепость, не так ли? Ах, уж эти крепости. Иногда они защищают самое дорогое. А иногда они защищают наши кошмары, нашу депрессию, нашу боль. Они как та лиса, выживают из наших домов нас самих...

Когда-то мир был другим. Возможно, более жестоким, более беспощадным, более простым. Но в этой простоте храм казался мечтой, дверью в иной мир. Вот посмотришь и залюбуешься. Стоит белокаменный красавец и, как будто в мечтах, в лазурной дымке тихо плывет над водой - столь же вечный и безмятежный. Он как будто завершает тонкий и изящный лучезарный этюд в небесных тонах, бросая на всю светлую картину ажурную вуаль постоянства и вечности.

И так плохо совместимо с этой неотмирной картиной наше будущее, когда мир уже захватили машины смартофоны и нас окружают незримые потоки цифровой информации, радиоволн, мегабит и гигабайт информации, текущей про проводам. И именно в этом мире вечно несущихся куда-то машин и сверкающей рекламы возникнет вопрос "А зачем вообще ходить в храм"?

Наши бабушки удивились бы самой постановке вопроса. Ведь для них ходить в храм было столь же естественно, как дышать. Почему? Да потому что для людей посещения храма давало радость. Такую же естественную, как неспешная песня на завалинке теплым, как парное молоко, вечером. Такую же необходимую, как радость материнства и отцовства, как радость ощутить в жизни что-то настоящее и вечное. Многими вещами мы и сегодня занимаемся, не объясняя себе, что нам это дает и зачем нужно. Просто радостно и все тут.

Но времена - они меняются.

И сегодня уже нужно рассказывать, зачем мы, христиане, ходим в храм. В мире стекла и бетона, в мире серверов и спутников мы с нашими радостями стали непонятными. Пришельцами из мира настоящей, естественной, живой радости.

Ради чего в храм не ходят

Дерзну предположить, что мало кто ходит в храм, чтобы его там обманули, развели на деньги, промыли мозги и т.д Всего этого хватает и в жизни. И знаете, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Сделались явными и грехи священников. Да, некоторые из них хотят заработать. Человек ищет теплое место и находит себя в том числе в храме. Есть некий талант говорить, есть харизма. Она конвертируется в деньги. Мы все это знаем. Есть и несуразная роскошь священноначалия (богатых священников, епископов).

Ходящие в храм люди живут не в вакууме, не пришли с другой планеты (хотя и могут быть непонятными большинству). Ходящие в храм люди, как и все мы, знают о том, что и священники бывают разные, и роскошь у священников бывает (обычно в крупных приходах, потому что богатый священник - далеко не система).

И посмотрите. В церковь мы все равно идем. Часто не благодаря, а вопреки всему тому, что делают и священники и наше общество. Строго говоря, у нас нет никаких рациональных причин ходить в храм. Нас считают ненормальными. Мы тратим в храме некоторые деньги (хотя этого можно и не делать, но мы слишком любим своих родных, чтобы не внести пожертвование на молитву о них). Мы часто добираемся на перекладных до удаленного храма. Мы идем даже в мороз и стужу.

Почему же мы ходим?

Логичны ли мы?

У нас есть нечто большее, чем логика. Испытание временем! Через тысячелетия не прошла ни одна фирма, ни одна компания, ни один политический строй. Рассыпались в прах империи. Что же прошло через века? Только то, в чем человек неизбежно нуждался.

Человек всегда нуждался в ресурсах - энергетических и пищевых. И посмотрите - через века все еще идут войны за ресурсы. Человек всегда нуждался в сексе - и посмотрите, через века сохранила себя "самая древняя профессия". Человек нуждается в пище - и он всегда будет работать, пытаясь добыть хлеб для себя и своих детей.

Через века проходят и выживают самые сильные, самые могучие потребности человека.

Какую же потребность удовлетворяет храм?

Потребность в смысле жизни. Вот так вот просто. Мы можем сколько угодно сидеть в наших квартирах - уютных и не очень. Наполненных счастьем или горем. Мы можем сколько угодно сплетничать на кухнях о политике и вере. Но чтобы подняться над обыденностью, из дома надо выйти. Иначе ты так и продолжишь вариться в своем же соку, в своих же мыслях.

В этом и сила дома. В наших домах много нас самих же. Фотографии родных и близких. Наши любимые рисунки на обоях и наши любимые образы на картинах. Наш дом - отчасти выражение нашей индивидуальности. Дом, это место, где мы создали максимально подходящую нам среду. Дом - это крепость нашего мировоззрения.

А значит, "вера в душе" не покидая дома, оставляет нас с самими же собой. Ничего нового мы не узнаем, не привнесем в свою жизнь. Оглянешься по сторонам и видишь все те же стены. Все того же себя. И знаете. Это не плохо в том смысле, что и себя надо и знать, и любить, и заботиться. Но обретении смысла жизни только в себе недостаточно для пытливого ума и редко удовлетворяет думающего человека. Нутро требует настоящего, какого-то космического по масштабу смысла.

Выходя из дома и приходя в храм, мы ищем чего-то более высокого, чего мы не можем встретить, глядя в зеркало или совершая очередную квартирную уборку. С кем мы встречаемся и с кем ожидаем встречи, идя в храм?

Во первых, мы встречаем сами себя, но - других. Даже просто добираясь до храма, настраиваешься на совсем иной лад. Ты идешь не в место потребления. Там - свои законы. И - возможно, впервые в жизни ты чувствуешь себя не "потребителем с правами", а подбираешь собственное эго до аккуратного и смиренного размера. И зримо ощущаешь - а ведь так лучше. Как-то тише и добрее.

Во вторых, приходя в храм, мы встречаем там совершенно удивительных, непохожих более ни на кого людей. Святых. Они смотрят на нас с прекрасных древних икон. Можно было бы в этот момент радостно воскликнуть "да, мне это понятно...как музей живописи посетить". Но - будет мимо. Ибо редко когда мы сочувствуем персонажам картин в музее. Редко когда мы скрупулезно изучаем их жизнь. И уж точно не любим эти картинные персонажи.

А святых мы любим и знаем. Знаем их биографии. Знаем их непростой и тернистый путь к Богу. Но главное - мы знаем о их славной победе над самими собой. Они победили свои, как бы сегодня сказали, недостатки. Но это больше, чем победа над недостатками. Они сделали себя теми людьми, рядом с которыми любой человек ощутил бы собственную космическую, глобальную ценность. От таких людей выходишь как на крыльях, осознав, что ты отныне заряжен чем-то неземным. Если вы встречали в своей жизни хороших людей, то поймете "о чем я". Хотя встреча со святым неизмеримо сильнее. Ведь святые, они сумели из "просто хороших" превратить себя с помощью Божьей в небесных.

И они, святые, сохранили это свойство и после смерти своего тела. Ведь мы продолжаем общаться с ними, зная, что они сейчас живут в мире, где нет теней, нет горя, болезни, страха или утраты близких. Где лишь вечная радость и счастье в его самом светлом понимании. И мы - встречаем их в храме.

Но главное - мы приходим к нашему Богу. Любимому Богу. Богу, с которым в итоге хотим встретиться, с которым в итоге хотим жить вечно. Наша любовь не родилась в одночасье. Она не была результатом хитрой психологической манипуляции. Ибо любовь по-команде бывает лишь в магических приворотах, да и та, как говорят, нестойка и никогда не приводит к настоящему счастью.

Наша любовь к Богу, наша жажда встречи с Ним вовсе не дается нам легко. Бог - чист как брильянт, и в его сверкании очень быстро обнажаются все наши недостатки. И это та цена, которую мы должны заплатить за право жить с Богом.

Мы должны сделать верный вывод, увидев себя в свете Бога - себя настоящих. Сделать вывод и измениться. И кто скажет, что выходящий на путь борьбы с самим собой - с завистью, похотью, ленностью, жадностью - слабый и никчемный человек? И кто скажет, что вступивший со своим темным нутром человек не есть Личность с большой буквы - желанный друг и брат? Так почему же такового борца с самим собой называют презрительными словами, обвиняют в том, в чем уж точно нельзя обвинить - в слабости?

Да, мы - христиане. Мы могли бы сидеть дома и "верить в душе". Но лишь выйдя из дома на дорогу, встав на неизведанный путь, узнаешь новое. И поверьте - как и вы, мы не любим, чтобы нас обманывали. Мы можем (как и вы) видеть, что та или иная проповедь священника была неудачной, пустой, сказанной не от души. Мы, как и вы, не рады тому или иному скандалу с участием того или иного священника. Как и многие, мы можем и осуждать и завидовать.

Наше отличие в том, что мы - идем к намеченной цели. К встрече с Богом. И пытаемся стать лучше, чтобы свет Христа не стал для нас опаляющим огнем проснувшейся навеки совести. Так и вспоминается совет "Если не можешь идти к цели, ползи к ней. Если не можешь ползти - ляг и лежи в ее направлении".


Но мы не будем лежать. Мы сделаем свой вклад в то, чтобы мир стал лучше. И для этого мы всего лишь попытаемся измениться сами. А для этого нужно выйти из клетки своего я, выйти из привычного окружения, выйти из дома. И прийти в церковь.

Автор: Дмитрий Сиверс