Православие
Вера (любая) - это не церкви и не ритуальные здания. Вера - это даже не книги. Вера - это всегда только и исключительно люди (ведь верят не книги, а люди). Мы с вами. А люди, увы, не идеальны. Вообще, идеализация чего-либо всегда опасна, ибо рождает разочарование и недоверие. В оценке любой веры всегда есть две крайности. Человек, далекий от веры говорит "да куда мне в Православие, там святые" (так говорили в 90-е годы) или напротив "да в Православии один обман". Нет, друзья, все сложнее. Вот и поговорим о плюсах и минусах Православия, раскрываемые в нас, людях.

В чем упрекают нас, Православных? Непонятная служба на непонятном языке, громоздкий этикет, регулярно мелькающие в телевизоре первые лица в богатых парчовых одеждах, скандалы, интриги и т.д И в этот момент вполне уместно звучит вопрос "и эти люди зовут нас жить по совести и морали"?

И вот мы подходим к первому недостатку и минусу. Мы не очень хорошо умеем объясняться. Мы довольно плохо умеем объяснять обществу суть нашей веры. Мы вообще не очень умеем работать в общественном пространстве. Дело в том, что священники не говорят о морали от себя. У нас есть целые библиотеки духовной литературы, написанные святыми людьми древности. И у нас есть Евангелие.

Мы озвучиваем тезисы из наших книг, но не всегда заботимся о том "верно ли нас поняли". Простите нас. Наверное, мы так увлеклись тезисами, что забыли о людях. Мы так полюбили слова святых людей, что забыли проверить "а насколько хороши мы сами, озвучивающие эти слова".

Мы настолько отождествили себя с озвучиваемыми нами святыми словами, что редко оцениваем сами себя и проверяем "а как мы смотримся со стороны". Мы настолько увлеклись, что не дали себе труда оценить самих себя и задаться вопросом "а насколько хорошо общество понимает нас"? А как мы смотримся со стороны, насколько мы близки "обычному парню"?

И тут мы подходим ко второму нашему человеческому недостатку, увы, бросающему тень даже на саму нашу веру. У нас громоздкий этикет и чинопочитание. Да, мы целуем руки священникам, а священники целуют их епископам. Да, мы много говорим лестных слов священноначалию. Человеку, далекому от веры, мы кажемся даже раболепными. Простому парню, посмотревшему на нас издалека, может стать слегка противно. Но наш специфический этикет - не суть нашей веры. Вблизи картина совсем другая.

Вблизи мы видим, как священник может помочь и поддержать. А еще он говорит те самые слова, написанные не им, но выдающимися людьми древности, достигшими святости. Эти слова столь прекрасны, что восторг перед этими словами мы переносим и на священников.

Трудно удержать эмоции, когда слышишь обещания о вечной жизни, изложенные столь красиво, столь искренне. Евангелие, и мы знаем это по опыту, может "зацепить" за самые тонкие струны души, дать смысл жизни. Мы радуемся и нашу радость иногда можно неправильно понять. Да и как понять это стороннему наблюдателю?

И мы подходим к еще одному недостатку - сложному языку веру. Когда в магазине мы покупаем сотовый телефон, нам заранее понятны его функции. Когда мы покупаем в цветочном магазине розы, нам тоже очевидна их красота. Но чтобы оценить красоту Православия, его надо "попробовать". И даже попробовать Православие - непросто.

Служба на церковно-славянском языке, древний ритуал богослужения - не дают очевидных ответов на вопрос "а что сейчас происходит". Со временем ставший верующим человек начинает видеть во всем происходящем глубину и красоту.

Но стать верующим "с улицы" не просто. Если мы подойдем к вам и попросим пару минут - рассказать о радости, или даже мы попросим вашего внимания на час и предложим что-то почитать, вряд ли вы послушаете нас. И виноваты не вы. Виноваты мы.

Потому что мы не очень-то убедительны. Потому что для вас будет важно увидеть "а насколько мы изменились в нашей вере". И увы нам, мы не очень то следуем тем словам, что озвучиваются в наших храмах. Мы очень туго меняемся. Мы слушаем святые слова, с восторгом им внимаем, но вот выполнить призывы нашей веры очень непросто. А значит, нам трудно доказать, что мы изменились. И тут мы подходим к следующему недостатку.

Неочевидность изменений Православного верующего. Если бы мы не были так широко представлены в масс-медиа, с нас не было бы такого спроса. Но когда Православие названо духовными скрепами России, когда "русский - значит Православный" - хочется "увидеть результаты". Поверьте, они есть. Но в этом и наша боль, что нам их трудно показать.

Православие призывает к доброте, смирению, нравственной и духовной чистоте. Допустим, у кого-то получилось это выполнить. Раз человек изменился, он не пойдет рекламировать себя на площадях. Наши "чемпионы" начинают избегать человеческой славы и телекамер. Они делают добро в тишине, а значит - не видны.

Зато прекрасно видны те, кто понял Православие превратно и стал фанатиком - верующим, которому не достает банальной доли разума и человечности. Православие - это не наука о том, как стать политиком. Это мечта о том, как жить вечно, и не так, как сейчас - в болезнях и вечных проблемах, а в вечной радости, будучи любимым и любящим в ответ. В лучшем мире. И здесь мы подходим к следующему минусу.

Наши лучшие надежды - в другом мире. Да, это так. Кто-то назовет это стремлением в утопию. Но кто хоть раз на что-то надеялся (на бизнес-проект, на карьеру, на чью-то помощь), тот знает, насколько надежда украшает жизнь. По сути, мы и живем лишь пока надеемся, что "впереди будет лучше, нежели позади". Без этой мысли мы гаснем.

Православие предлагает сияющую мечту, которую очень трудно принять, пройдя путь испытаний, ведь каждая ошибка, каждое оскорбление, каждая обида делает нас на один шажок ближе к цинизму. А из циничного состояния очень трудно принять мечту. Вообще любую мечту. И тем более столь светлую, которую предлагает Православное христианство.

Чтобы понять нас лучше, достаточно хорошенько поискать в интернете "видения Рая" или "видения Царства небесного". Рай видится нам столь прекрасным. Увы, чем прекраснее он видится нам, тем больше он отвергается людьми, уже обжегшимися в этом мире и не очень то верящими в сказки.

Мы, православные, знаем и другую правду. О том, что ощутить преимущества веры можно и на земле. Если живешь со светлой надеждой, это дает силы лучше делать "все остальное". Если встречаешь истинно духовных людей, ощутить небесную радость можно уже здесь, на земле. Для этого не надо умирать. Но для этого точно надо жить в вере, этот опыт нельзя передать словесно. Да и от молитвы радость бывает неземная. И от посещений храма. Но как передать эту радость человеку, полному горечи и проблем? Что скажет он, услышав наше свидетельство о радости? В древности, учеников Христа (апостолов), полных небесной радости, обвинили в том, что они перепили сладкого вина. Сегодня нас бы обвинили в употреблении психоделиков. Но мы то знаем, что это не так.

Радость - очень востребованный сегодня "товар". Вот только люди не отождествляют Православие с радостью. Потому что мы все испортили. Мы слишком много говорим о проблемах человечества, мало говоря о радости. И это тоже один из наших недостатков.

В Царство небесное, в мир вечной радости, в ту самую нашу главную мечту берут не всех, а тех, кто живет достойно, и не просто достойно, а свято.

А поскольку мы живем далеко не всегда так, мы вполне оправданно и по существу начинаем говорить, что "у нас - проблемы, жить надо иначе, или будут проблемы - и здесь и после смерти". В итоге мы выглядим унылыми нытиками, хотя по факту в нас горит неземная мечта, а наши слова вызваны лишь осознанием препятствий на пути к этой мечте. Да, мы много говорим о проблемах и мало о том, какая радость ожидает достигшего цели. Наверное, мы забыли о том, что ложка меда привлекает лучше, чем галлон дегтя. Простите нас.

И все же у нас есть плюсы.

А точнее - один. Большой и жирный плюс. Это красота нашей главной мечты - мечты о вечной жизни. Наша вера при всех ее больше организационных недостатках несет в себе при близком рассмотрении самую большую надежду, которую только способна родить эта планета. Да, наше видение можно назвать субъективным. Но ведь все лучшее в жизни - столь же субъективно. Любовь. Радость от восхода и заката. Радость от первой улыбки своего малыша. Счастливые искорки в глазах любимого человека. Наша вера обещает все самое радостное сохранить навечно. И мы, пусть и субъективно, чувствуем - "это может оказаться правдой".

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!