Спасать душу всегда было непросто. Каждый век люди искренне считали, что уж в их век спасение - совсем не простая задача. У нас есть уникальная возможность - окинув взглядом тысячелетия, сделать вывод - люди, в принципе, всегда были людьми. Они никогда не были особыми "волшебниками" или особо одаренными. Сегодня спасаться трудно не потому, что мы другие. Мы такие же. Со своими достоинствами и недостатками. Сегодня нам трудно спасаться, потому что цивилизация бросает беспрецедентный вызов.

Прежде всего, чем характеризуется "сегодня"? Главная особенность нашего времени (такого на планете ранее никогда не было) - изобилие информации. Важной и неважной. Неважной значительно больше. Пример - новости по интернету и ТВ. Они занимают место в памяти, откладываются в подсознании, но устаревают каждый день и ничего не дают своему обладателю. Знать новости - никаких плюсов в жизни не дает. Во вторых, очень много интересной информации. Интересная информация не приносит реальной пользы, но интересна для слушателя/читателя. Она тоже занимает память, отвлекает внимание. Пример - фильмы, сериалы, передачи, познавательные статьи.

Сегодня рядовой пользователь социальной сети потребляет за неделю больше информации, чем многие жители той же Римской империи за всю жизнь. Ведь наш век - это культура цитат. Оригинальных создателей контента - мыслей, текстов, книг не так и много. В основном пользователи социальных сетей выражают не свои мысли, а репостят кого-то популярного.

Культура цитаты - это не хорошо и не плохо, но для нас с вами это означает, что слова ни на кого уже больше не действуют. Мы их не слушаем, потому что каждый день видим картинки про смирение, послушание, спасение, важность исполнения заповедей и т.д За счет частого повторения и доступности мы эти картинки воспринимаем скорее как рекламу, которую мозг приучается не замечать. В противном случае по улицам наших городов ходили бы святые.

Современные проповедники уже во весь голос говорят о девальвации слов. Говоришь нечто, и понимаешь - "до тебя это говорило еще 10 000 человек" и твои слова стали... как это говорится, "баяном"? Приходится изобретать нечто новое, искать новые и интересные способы обратиться к читателю, и удачные тексты стали редкостью.

Озвученная проблема - не проблема писателей. Она проблема прежде всего читателей. Потому что сегодня мало откровенно необразованных христиан. Все худо-бедно читали и святых Отцов, и Евангелие, и богословские труды. Да и пресловутые цитаты ходят по кругу. Мне кажется, что проблему можно решить, сузив, уменьшив требования к себе.

Мы - талантливы не во всем. У каждого таланты свои. Совет, данный от одного монаха другому, может очень плохо работать на мирянине. Например, мою маму уже удручают мои постоянные слова про "память смертную", мол "да сколько же можно говорить о смерти и суде". А что написано у монахов? "Помни о смерти и вовек не согрешишь". Но ведь в жизни все сложнее. Ты живешь с людьми. И если нечто ты принимаешь к сердцу эмоционально, ты начинаешь об этом говорить, ты начинаешь транслировать свое видение на окружающих.

В итоге от тебя устают, потому что ты, как заезженная пластинка, начинаешь говорить про смерть, ад, страшный суд, воздаяние грешников. Ну правда, какая психика твоих домочадцев выдержит такое? Как, кстати, и читателей.

В этом слабость цитат. Они не учитывают контекст высказывания. Кто говорит, кому и по какому поводу. А в случае с текстами это необходимое правило герменевтики. Текст неотрывно связан с контекстом.

Я веду к тому, что когда информации столь много, и мозг от нее столь устает, можно быть уверенным, что мало кто пользуется советами святых Отцов, или тем, что написано в православных цитатах. Люди их учат и запоминают не столько для употребления, сколько для стилизации под верующего, некий такой "пакет приличия", который "надо знать".

Наверное, сегодня нужно все упрощать. Как бы упрощать картину христианства. Она необъятна, высока, глубока, но - надо учиться видеть свои сильные стороны. И самые главные вещи в христианстве. И не знать их, а стараться делать. Тренироваться.

Я для себя выбрал простой принцип - я не должен ни с кем ругаться и стараться каждого поддержать. Я просто знаю, что успеть везде у меня не получится. Поэтому я выбрал для себя - постараться никого никогда не огорчить словом (либо сразу же извиниться), и постараться опять же словом порадовать. Плюс я для себя решил давать милостыню. Но я ее даю не нищим на паперти, и не в интернете. Я ее оказываю тем, кто уже ничего не может для себя сделать - мертвым. Я заказываю много сорокоустов за упокой. За самых разных людей. Вот такая вот триада - не огорчить другого (по этой причине я практически никогда не критикую - ни фильмы, ни исполнение музыкантов, ни рассказы, ни чужое творчество - ничего), постараться опять же другого чем-то порадовать (комплиментом, каким-то теплым словом), и постоянно коплю деньги на сорокоусты.

Наверное, было бы дерзко говорить - "поступайте как я". Я самый обычный человек, у которого гора недостатков. Но и наша попытка подражать святым, будем откровенны - с треском провалилась. Провалилась под фанфары. Сами видите - хороших вокруг немало, а святых? Именно святых? Их ведь легко увидеть - "не укроется светильник на горе".

Хорошими сегодня считают не знатоков писания. И не каких-то особо активных в приходской жизни. Хорошими сегодня считают людей теплых. Которые могут поддержать, слово теплое сказать. Это то, чего миру катастрофически не хватает. Знания, в том числе духовные, нужны священникам, специалистам в духовной жизни. Они нужны и нам, как теоретический базис. Но нам нужна, катастрофически нужна практика доброты.

Помню, я смотрел видео про то, как человек в опыте клинической смерти попал в ад. Ну как, в ад. Скорее, в некое "место ожидания". У него было ощущение, что всем этим людям сказано - "до суда". До суда - это души с нерешенной участью.

Вроде как и в рай грехи не пускают, но есть еще надежда спастись по молитвам Церкви. Вот этот свидетель говорил, что люди в этом месте ожидания непрерывно молятся. И переживают за свои грехи. И самая их большая боль, самый большой стыд - если обидел другого. Самый тяжелый грех, не пускающий в небеса - это не несоблюдение постов и не тайноядение. Это - нанесение обиды другому. Неумение радовать близких. Социальные отношения становится главным критерием качества личности. И главной мукой совести после смерти. Если обидел, если оскорбил, если нанес боль.

Мне кажется, небеса отбирают для себя не умных, а умеющих жить в мире. Это вообще характеристика рая - жизнь во взаимной любви. А любовь - это практика. Можно сколько угодно говорить, но нужна практика.

Я вижу практику именно в простых действиях. Тренироваться в интернете. Для начала никогда не оставлять критических отзывов ни к каким материалам. И стараться оставлять хорошие, поддерживающие, добрые. Вот иной раз скажут тебе пару ласковых да чутких слов - неделю потом жить хочется. Человек прошел и мимоходом тебе сказал нечто - простое, но теплое. А ты живешь. Взлетел. Тебя поддержали.

Ты сам пошел, кому-то слово ласковое написал. Ты - поддержал. Другой от радости взлетел.

Нужно помогать друг другу летать...

А вы какое доброе дело делаете ближнему?



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!