Адские муки и их вечность - популярнейшая тема на любом богословском православном форуме. Каждый месяц с завидной регулярностью будет появляться новый участник форума, который с нуля создаст новую тему "неужели адские муки вечные"? Да, адские муки - та самая мысль, которая шокирует обывателя при первом контакте с ней. Слово "мука" нам понятно и по земной жизни. Но добавь к боли бесконечность, и наш ум теряется в обрушившейся на нас лавине смыслового кошмара. И ум отчаянно пытается победить слова "вечный" и "бесконечный". Потому что надежда - дороже воздуха.

Как ни странно, адских мук боятся люди совестливые, люди, ищущие Бога. Тому, кто высмеивает все духовное и не верит в существование жизни после смерти - не страшно. Таковому бросается в глаза ироничность ситуации - "люди сами себе придумывают будущие муки, сами же и пугаются своих фантазий".

И потому первый вопрос - а существуют ли адские муки?

Да. Потому что каждый может их увидеть уже сейчас. Эти муки многолики. Предбанник ада можно посетить уже сегодня (хотя и не дай Бог). Ад можно увидеть в глазах наркомана, ад холодным ужасом стынет в глазах человека, готовящегося к суициду. Тусклый отсвет ада виден в пьянице, в драчуне, в опустившемся человеке без принципов. Побывать в компании с таковыми - пройти мимо раскрытых адских врат. Душа чутка и в присутствии таких людей сжимается от страха, так как тонка дверь между нашим миром и преисподней у людей падших. Посмотри в холодно-пустые глаза киллера и тебя обдаст ей - адской пустотой. Так равнодушно и немигающе паук смотрит на свою жертву. Зайди в квартиру к запойному пьянице, вдохни кислый запах рвоты с перегаром и посмотри на обшарпанные стены. Тлен, разложение, пустота - все это про ад.

Если мы честны, если мы последовательны - мы заметим одну важную особенность. Во всех нарисованных мной жутких картинах человеческого падения нет вины Бога. Бог очень хочет, чтобы пьяница не пил, а наркоман - не кололся, драчун - не дрался, а киллер - не убивал.

Каждый раз ад наступает тогда, когда человек делает что-то наперекор здравому смыслу и занимается причинением вреда самому себе.

Стоп, стоп - скажут многие.

А ну как ты родился у наркоманов или работы у тебя нету, или ты просто живешь в тяжелых условиях? Думаю, многие согласятся, что в сложных невыносимых условиях как-то вот невольно ожесточаешься сердцем. Так получается, иной раз наша проблема в отношениях с Богом в том, что он не дает "должных условий для спасения"? Хорошо, тогда давайте вычислим период существования этой планеты, когда условия были идеальны. Может, они были идеальны во времена рождения самого Христа? Ведь апостолам, можно сказать, повезло?

И да и нет. У апостолов не было смартофонов. У апостолов не было интернета. Они жили рыбалкой и примитивным ремеслом. Это очень "неромантичное" время. Когда цена ошибки - жизнь. Будучи рыбаком, ты не романтик. И жизнь уже понял. И вот к тебе подходит Некто и зовет за собой. И они, "оставив сети, последовали за Ним". А насколько это реально? Это подвиг наивной веры. Когда сердце настолько чутко, что опознало в человеке Иисусе - Бога и Христа Спасителя. Это, строго говоря, трудно. Мы знаем имена победителей. Но Евангелие упоминает и проигравших. Отошедших от Иисуса после некоторых Его проповедей. Трудно пойти за незнакомцем в неведомое "далеко", ведь узнать, что оно "прекрасное" ты сможешь только после смерти.

А времена мучеников? Вот ты - отец. У тебя дети. И ты их горячо любишь. И знаешь - без тебя им конец. С голоду умрут. И тебя хватают по доносу как христианина и принуждают принести жертвы идолам. В общем, ты не глуп и понимаешь - убьют. Что будет с детьми? С женой? Ладно - ты сам, но дети!?

Сам ты лично Иисуса не видел, кучу книг по богословию не читал. Про Иисуса услышал от проповедника. Сердце екнуло, загорелось, принял крещение, христианином стал. Но вот пришло время проверить твою веру. Не отрекся. Убили. Закопали в общей могиле, так, что и имени твоего церковь не узнала. А ты - был.

Многие отрекались. И язык не поворачивается их винить. Жизнь - это дар, это ценность. И нужна какая-то просто пламенная святая любовь ко Христу, чтобы доказать верность до смерти. Поэтому церковь так чтит мучеников. Как предательство - нижайшее преступление, так мученичество - высочайший подвиг верности. Но отрекшиеся были. И их было не "один-два". Быть верующим и отречься - тяжелейший грех. Можно ли сказать, что мученикам "повезло", а отрекшимся - нет?

А времена ересей? Их и сейчас хватает. Просто посчитайте, сколько людей родились в другой вере, другой деноминации, сколько людей живут в откровенной ереси. Пусть при этом они живут в хорошем доме в Оклахоме, но ходят при этом в церковь, которая ну очень далеко отошла от традиций христианства.

Мысль понятна. Спасаться никогда просто не было. Победителей всегда меньше. Единичные святые, избранные Богом - были. Но основываться на единицах против миллионов "обыденных" судеб - неверно. Спасение всегда было делом сложным. И потому столь важным становится вопрос о вечности ада.

Я выработал собственное отношение к этому вопросу. Я для себя решил, что слова Евангелия (прямые слова Христа) - верны. Ад в самом деле вечен. Но - с рядом важных уточняющих мыслей.

Кто достоин ада?

Это один из самых главных вопросов. Я для себя нашел ответ - "тот, кто никогда не оказывал милость". Проще говоря, не умеющий любить. Черствый человек, живущий только для себя. Ну и тот, кто разрушил самого себя страшными пороками вроде пьянства.

Конечно, я должен обосновать свою позицию. Ведь в Православии есть и мнение о мытарствах, на которых испытываются ВСЕ грехи человека (ведь я делаю акцент именно на неумении любить). Почему я делаю такой акцент на милости и на отсутствии или наличии доброты?

Потому что, по моему мнению, слово "суд" - немного не точно передает смысл. Мне думается, что за гробом происходит не столько "суд", сколько "тест" личности, пришедшей из зоны карантина. Представьте себе, как больного привозят с зачумленной планеты и врачи в изоляторе делают анализы крови, чтобы определить - болен ли прилетевший?

В чем же тут отличие, спросите Вы? Отличие в том, что суд наказывает за преступления. В каком-то смысле этот вариант лучше для нас. Если мы не осознаем себя совершающими преступление - мы можем быть спокойны. Мы не обязаны любить судью и вообще - суд и обмануть можно.

Тест - понятие более жесткое. Одновременно оставляющее Бога в положении бесконечно любящего и милосердного. Проще говоря, понятие "теста" совмещает вечность ада с милосердием Божьим. Потому что тест выявляет - пригодны ли мы для жизни в Царстве небесном?

Ну хорошо. И как это понять?

Давайте представим себе, что мы отдаем ребенка в музыкальную школу. Сначала - прослушивание. Чего будут ожидать педагоги? Что у ребенка будет чувство ритма (он должен повторить за педагогом несложный ритм), что у ребенка есть слух (ребенок должен будет повторить ноту за педагогом, спеть ее). Ребенка можно назвать музыкантом? Нет. Но у него есть потенциал. Его можно обучить. У него есть, что называется, талант.

Вот земная жизнь - это "прослушивание" перед жизнью загробной. В условиях, "приближенных к боевым", мы показываем, как мы умеем делать нечто главное для неба. А что для неба главное? Чем характеризуется Рай? Какое умение, если угодно, главное в Раю? Эврика. Умение любить. Святая любовь объединяет живущих в Раю. И потому пусть человек падает, но если он ползком ползет и ползет РАДИ ЛЮБВИ (к Богу и людям) - у него есть "небесный слух", с ним "можно работать".

А если за всю жизнь человек не показал даже тяги и желания любить? Жену или мужа бросил при первых трудностях, про престарелых отца и мать - забыл. Если уж родных не любит, как можно ожидать, что полюбит кого-то еще? Что такой человек услышит на частном суде? "Виновен"? Скорее "Он не готов". Кстати, эту фразу очень часто слышали люди в состоянии клинической смерти. Для Рая можно быть "не готовым". Это и есть формула осуждения. Вынесенная бесконечно любящим Богом.

Наверное, тут можно встрепенуться и сказать "ну как же, а если человека просто простить и принять в святое сообщество"? Я предполагаю, лишь предполагаю, что душа - это не компьютерная программа, которую взял да и переписал. Душа обладает некой, если угодно, структурой. Как пальцы пианиста становятся длинными и изящными, как мышцы атлета - сильными, душа тоже развивает некие "чувствующие" части. И если человек не любил при жизни, причем не любил именно святой, небесной любовью, он родится в вечность (умрет телом, но родится духом) с крошечным, съеженным сердечком. Он просто не в состоянии будет выдержать Рай.

И кто тогда во всей этой вселенской схеме Бог? Христиане называют Бога "добрый пастырь" - пастух. Но у нас есть прекрасное, современное, соответствующее слово - "репетитор". Впереди - космический экзамен, где проверяется умение любить.

И сегодня Бог говорит "Я научу тебя любить, только слушай мое слово и выполняй мои заповеди... они все - про любовь. Я сам буду принимать экзамен и знаю заранее, какие вопросы Я задаю. И говорю тебе сегодня - возлюби Бога и ближнего как самого себя и будешь жить вечно". Любовь вмещает в себя все. Любящий и полный этого чувства не будет "освящать руку свою ударом" о чужие лица, не будет злословить, сплетничать, радоваться чужой беде и чужому неверию, не будет похож на озлобленного волчонка.

"Отойдите, не знаю вас" - многим скажет Господь. Мы можем оказаться в этой горестной толпе. Вроде и кресты на себя клали, и цитаты святых репостили, и умные духовные мысли лайкали. Но святая правда в том, что согласие с мыслью не делает наше сердце больше. Согласие и лайк под картинкой с атлетом не вырастит мышцы у меня! Сердце должно нудиться на любовь, тренироваться. И этому покорны любая жизнь и любой кошелек. Не надо быть богатым или бедным, больным или здоровым. Любить можно в любом состоянии и в любом социальном положении. Бог не будет с нас спрашивать невыполнимое.

Как тренироваться? Да просто. Увидел мысль, с которой не согласен - промолчи. Оскорбили тебя - промолчи. Увидел человека знакомого - порадуй комплиментом, приятным словом. Увидел нищего - копейку да подай. Есть в семье умершие близкие - пойди в храм, закажи сорокоуст за упокой, яви любовь к умершему (и докажи ее, пожертвуй временем и рублем). Не грузи и не мучай никого своими проблемами, но будь готов выслушать собрата, вытри чужие слезы. Не получилось - сорвался, нагрубил, лишнего наговорил - покайся, извинись, заставь собственное сердце заплакать, представь себе чужую боль и посочувствуй ей.

И тогда вечный ад будет не про нас...

Автор: Дмитрий Сиверс