Рассказ людям о Христе вовсе не является простой задачей. Самые первые проповедники христианства - апостолы, практически все умерли насильственной смертью, будучи убиты за проповедь. Да что там говорить. В наши дни не намного лучше..

Давайте нарисуем себе вполне реалистичную жизненную ситуацию, когда вы приходите с низкооплачиваемой работы домой, где зачастую царит разлад и непонимание в казалось бы, предназначенном для тепла семейном кругу. Дети не слушаются и огорчают в десять раз чаще, чем радуют. В отношениях с мужем (или женой) давно нет (или и вовсе никогда не было) тепла и ощущения, что у вас одно сердце на двоих. Эдакий этюд в пепельных тонах, когда внутри вас печально стучит о стенки истерзанного сердца холодный осенний дождик...

И вдруг вы слышите стук в дверь и радостно-умильные юношеские физиономии предлагают вам "встретиться с Иисусом". Вряд ли ваша рука инстинктивно потянется к копью и мечу, как во времена проповеди апостолов, но не менее острый, хорошо наточенный язык может нанести юным неопытным проповедникам не меньшую рану.

Все правильно. Молодые люди из протестанских церквей попросту ошиблись. Не попали, что называется, на вашу волну. Не угадали с настроением. Не с того начали. Но и православные повторяют с завидной регулярностью ту же самую ошибку, в результате которой нас осталось так мало.

А зачем, собственно, говорить людям о Христе?

Во первых, еще с детства нам мамы говорили, что "самым вкусным принято делиться". Если мы не хотим делиться радостью (а подлинная встреча с Христом есть высшая радость, разве нет?), кто нам поверит, что Православие является для нас чем-то ценным? Если люди не видят радостного блеска в глазах носителя Православной веры, как они смогут допустить мысль, что христиане хоть чем-то отличаются от атеистов или людей иных религиозных взглядов?

Кроме того, нас и в самом деле мало. И если нас не вдохновляет судьба динозавров, мы просто естественным образом должны заботиться о духовном потомстве. Которое мы любим, лелеем и надеемся на то, что они продолжат наше дело. Просто потому, что "вместе весело шагать".

В начале 90-2000х годов очень популярна была в кругах интеллигенции литература по "созданию собственного бизнеса с нуля". О да, эти времена расцвета малого и среднего бизнеса, больше напоминающего дележ остатков советского союза захватывали в свой круговорот и нас - наивных обывателей, еще вчера преподававших в школе географию и пение по нотам.


Зарабатывать хотели все, а массово распространяемая литература создавала ощущение легкости и доступности этой задачи. Казалось, большие деньги не заработает только совсем уж ленивый.

И особенно популярными в кругах творческой интеллигенции были книги Наполеона Хилла и Роберта Кийосаки. В самом деле, кто же не читал книгу "Богатый папа, бедный папа" или "Как стать миллионером" Наполеона Хилла. Одним из основных тезисов этих книг была идея, что "вы должны общаться только с успешными людьми, избегая общения с унылыми" или "вы должны общаться с единомышленниками". О да, эти авторы умели хорошенько встряхнуть одряхлевшее сердце. Помню, как кровь начинала бурлить в жилах после прочтения пары глав.

Все просто. Эти авторы писали свои книги для Америки, насквозь пронизанной духом большого бизнеса и столь же больших денег. И тезис о необходимости быть постоянно в хорошем настроении и общаться с успешными бизнесменами был уместен. Но к чему я это говорю?

У нас - страна вроде как Православная. И как много людей среди ваших знакомых готовы на хорошем уровне и на эмоциональном подъеме разделить приятную беседу о Христе и православной вере? То-то. Нас мало, а ведь как хотелось бы последовать совету вышеозначенных книг - взять да и вписаться в общество радостных людей, чьи глаза видят свет мира более возвышенного, чем наш собственный.

Если даже бизнес-тренеры оценили по достоинству преимущества коллективного движения к цели и радости от общения с позитивно заряженными людьми, то уж православные люди и вовсе должны быть захвачены идеей, составляющей само ядро Евангельской вести - любовь друг к другу. Так почему же столь сложно нам, верующим, общаться друг с другом. Почему нам стало так трудно говорить людям о Христе и быть услышанными? Или люди перестали ценить любовь и радость бытия? На мой взгляд, проблема в другом. Нас перестали понимать. Но еще хуже то, что мы и не особенно стараемся быть понятыми.

Проблема сломанной лестницы

Представьте себе прекрасную лестницу в небо. Ее первые ступени начинаются прямо с земли и ведут в восхитительные дали, в заоблачные выси. Там вечная радость (где под радостью подразумевается не прибавка к зарплате на 10%, и не пивко с друзьями, а радость неземная, когда вам хочется просто взять да и засмеяться от восторга, просто потому что душа ликует, а сердце более не помещается в груди).

Радость в конце пути является манящей и волнующей загадкой. Что же за восхитительное зрелище может ожидать человека, если просто предположить, что организацией мероприятий по оказанию на нас неизгладимого впечатления будет заниматься существо с бесконечными возможностями. На что способен Бог в своем желании удивить?

Но вот проблема. Мы пока еще не стоим у ворот удивительного Царства. Возможно, мы все еще нерешительно топчемся на первой ступени волшебной дороги в небеса. Но я зайду еще дальше в своих рассуждениях и предположу, что лестница...вообще сломана.

Нет, она безусловно прекрасна и ведет несомненно в небеса. Но у нее нет двух-трех первых ступеней, отчего она становится похожей на радугу, край которой так никто и не нашел. Люди зачастую не могут вступить на волшебную дорогу, потому что попросту не видят, куда надо делать первый шаг. И мало у кого хватает духу сделать решительный шаг в пустоту в надежде, что под нашими ногами вдруг проявится ажурная хрустальная ступень...

Отчаянный поиск первых ступеней лестницы занимает у ищущих годы и десятилетия. У людей без интереса проблема поиска даже не существует. А нашедший попросту не в состоянии нарисовать на воображаемой карте путь к первой ступени.

Что же такое есть первая ступень? О, если честно, мои поиски натолкнули меня на необычный ответ.

Вспомним начало данной статьи. К кому-то (возможно, к Вам) в некий неуместный момент кто-то постучался и предложил рассказ об Иисусе. Возможно, рассказ об Иисусе предложили на остановке или в торговом центре. Или даже вы натолкнулись на интересную передачу христианского проповедника, которую послушали, оценили красоту неких мыслей да и забыли с Богом. Где-то рядом сиротливо лежит пресловутая первая ступенька бесконечной лестницы, делающей человека бессмертным богоподобным существом. Лежит и ждет, чтобы ее заметили.

Умение любить...

Если вы хотите оттолкнуть от Бога молодого озлобившегося подростка, нервно курящего в кулак, и ненавидящего и себя и эту жизнь, расскажите ему о том, что Бог любит его. Давайте будем откровенны. Все, что видит несчастный человек - это несчастье. И информация, поданная в слащавой форме (да в любой форме) человека лишь озлобит еще больше и породит еще одного черного воробушка - ехидный комментарий в социальных сетях против Православной веры. А воробушки вырастают и превращаются в стаи взрослых ворон, чьи тучи начинают заслонять солнце.

О да, мы вновь и вновь повторяем гипотетическую ошибку молодых парнишек-проповедников из протестанских церквей. Мы попросту не любим того, кому рассказываем о Христе (даже если мы считаем иначе). Само собой, трудно любить малознакомого человека. Нам трудно любить даже родных. Но по правде говоря, наша беда в том, что люди нам попросту не интересны.

Любовь - это тоже результат длинного пути и, Слава Богу, здесь первая ступенька нам известна. Это - интерес. Людьми надо интересоваться. Причем не ради галочки "мне надо завести столько-то френдов". А интересоваться. На самом деле. Должен быть диалог и уважение к собеседнику.

Именно уважения к собеседнику и интереса к нему не было во всех перечисленных мной примеров. Мы как бы "заранее знаем", что будет лучше для человека. Мы "за него решаем" его судьбу, попросту забывая о величине чуда, находящегося перед нами.

Мы забываем, что перед нами целая вселенная, к которой прикасались руки самого Создателя. Причем вселенная страдающая, мыслящая, возможно, смотрящая прямо сейчас на вас карими глазами, в которых притаилась боль непонимания и страх быть обиженным.

Истинная любовь не мыслит схемами. Истинная любовь видит конкретного человека. Не галочку "я привел ко Христу N человек". Истинная любовь старается понять, а не навязать. И потому хорошая проповедь всегда привязана к контексту, она учитывает (уважительно и смиренно) личности тех, к кому обращены наши слова.

О да, в каком-то смысле первым проповедникам было проще. Ведь апостолы контактировали с людьми в более живом и теплом мире, пусть и не обладавшем современными удобствами, зато ценившем такие понятия как "честь", "дружба", "братство". И пусть мы не те живущие 2000 лет назад рыбаки, чьи пламенные речи зажгли людей навсегда. Но мы определенно могли бы попросту включить рассудительность и чуткость по отношению к встреченным нами людям.

Познать сердца...

Мне думается, что тот, кто искренне интересуется людьми, способен говорить на их языке. Я убежден, что сильный проповедник умеет понять своего попутчика на пути к небу. Более того, особо одаренный путеводитель способен сделать так, что его спутник, обращающийся к Богу, искренне будет уверен, что дошел до всего сам и даже сам учит проповедника Православным ценностям. Потерянные ступеньки небесной лестницы скромно притаились в таком простом и драгоценном процессе, как трогательное и почтительное отношение к чужому сердцу.

Сердцу, которое способно стать пылающей любовью звездой, возносящейся на свое сияющее вечностью место в бесконечном вселенском хороводе...

Техническая часть - выводы из вышенаписанного

Мир не начался с нас. Уже все, что нужно - написано. Мы должны о полезном написанном просто знать. Мы должны больше читать Православной литературы, Святых Отцов, Православные сайты. Мы должны быть в курсе большинства того, что создано за два тысячелетия духовного опыта христианства.

Это позволит нам грамотно советовать людям подходящую именно им литературу. Тогда чуткость и любовь к собеседнику, помноженная на знание христианской литературы выдаст вам ответ - мальчику Василию лучше всего подойдет книга "Зеленый луг", а пожилому мужчине Илье можно сразу предложить почитать Евангелие. Интерес к людям позволяет их лучше понять, а желание порадовать своего собеседника поможет и подобрать "те самые" волшебные страницы, которые пробудят интерес к вере. Иногда между великим именем "Иисус" и вашим собеседником должно сначала пройти несколько совсем других книг, где Бог не выглядел бы главным персонажем.


Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!