Знаете ли вы людей, которые говорят "Я! Понял христианство ДО КОНЦА"? Не знаете? Хорошо, а встречали ли вы людей, которые говорят "вон тот парень или девушка не до конца понимают христианство или вообще его понимают не правильно"? О, вот такие люди встречаются чаще. И в чем же разница? Тот, кто судит о чьей-то вере, искренне полагает, что уж он то точно понял христианство правильно, однозначно, истинно. А иначе откуда берется дерзновение судить о чьей-либо вере?

На самом деле думать, что ты понял христианство до конца - не катастрофично. Это нам свойственно. Так уж мы устроены. Мы не выносим белых пятен на карте. Эпоха великих географических открытий служила не только коммерческим интересам, но и нашей извечной черте - любопытству. Мы не выносим отсутствия ответов. И это касается не только географии, но и глубинных вопросов бытия. Мы хотим верить, что поняли в этой жизни все и имеем убедительный "план жизни". А значит, в некой своей основе мы бы хотели верить, что поняли и нашу веру.

Есть ли иная жизнь во вселенной? Как выглядят планеты в других солнечных системах? Есть ли жизнь после смерти? Если да, то какая? Есть ли Бог? Каков Он? Ответить на эти вопросы - "я не знаю" иногда мучительнее, чем просто удовлетвориться готовым (пусть и некачественным) ответом. И в этом главная ловушка для ищущего.

Ответы на вопросы бывают разного качества. Чтобы получить ответ высокого качества, нужно затратить половину жизни на обучение. Чтобы узнать о космосе, надо стать астрономом. Чтобы узнать о законах вселенной, надо стать физиком. Чтобы ответы о вселенной были более глубокими, надо стать ВЫДАЮЩИМСЯ физиком. Чтобы понять смысл бытия, надо стать выдающимся философом.

Понятно, что любое превосходство подобного типа - результат огромного, зачастую скучного пути "жизни в библиотеке". Это трудно. Поэтому большинство из нас заполнили белые пятна в своем сознании "соединительной тканью" - ответами низкого качества. Если совсем уж просто изложить мою мысль - мы ВСЕ не до конца и не вполне правильно понимаем христианство (и не только христианство, а вообще любой аспект бытия). А иначе как объяснить, что нас не берет мир на православных форумах при одном Боге, одной вере, одних истинах? Или мы понимаем истины по-разному?

Эврика! Мы понимаем их по-разному. У каждого из нас есть своя картина мира.

Своя картина мира

Она есть у каждого. Все мы так или иначе строим свой план жизни, отталкиваясь от собственного понимания реальности. И потому неизбежно мы просто обречены на то, что мы будем защищать собственную территорию, собственное видение реальности. Нам может быть не важно, есть ли у ангелов крылья, но "спасутся ли принявшие ИНН или кредитную карточку" - слегка волнующий вопрос, не правда ли? Есть те, кто счел, что средства учета граждан были и в Римской империи, и конкретная технологическая реализация не важна. А есть те, кто увидел в ИНН гнилостное дыхание антихриста. Но ведь и те и другие будут верить, что их понимание христианства объективное.

Так кто же прав? Тот, кто искренне интересуется не "истинами", а людьми. Да-да, Кантовский принцип "Люди как цель, но никогда как средство".

Как перфекционист, я хотел изучить христианство досконально. Но довольно быстро понял, что в процессе изучения надо изучать не "истину", а людей. Вот сирийский монах в жарком пустынном климате говорит о важности поста и отказе от мяса. Богодухновенный совет? Безусловно. Канонизированный святой монах не может ошибаться, не так ли?

Но житель крайнего Севера испытает настоящее недоумение, ведь на крайнем Севере пища преимущественно мясная, и нет лета круглый год. И в 19-м веке в далеком поселке нет супермаркета и доставок фруктов по воздуху. И что, житель крайнего Севера автоматом обрекается на ад, как не выдержавший в своей жизни ни одного поста?

Так как нам понять цитату? Для этого нам надо совершить нелегкий труд анализа условий жизни сирийского монаха, и какие люди его окружали, и кто влияет на его мировоззрение. И понять жителя крайнего Севера. Посмотреть и на сирийского монаха и на гипотетического северянина ДОБРЫМИ глазами. Это сложно и большинству проще просто отправить бедных северян в ад, да и закрыть эсхатологическую проблему.

А как легко увидеть в Иисусе Христе грозного, пламенного Судью. Житель Византийской империи пишет о Христе, как о Царе Славы? Это красивый образ, но не надо забывать, что Византии вообще свойственен пышный придворно-ориентированный стиль. Даже мученики-воины на иконах изображены в одеждах Византийской империи и элементы их украшения намекают на высокий придворный статус при троне Господа.

Вот только в Евангелии Христос был грозен скорее на словах. На делах же оправдывал и оправдывал. Простил блудницу. Простил разбойника. Простил расслабленного. Прощал и прощал, обвиняя лишь напыщенный религиозный официоз в том, что очевидно нам, потомкам. Потому что мы впали в те же самые ошибки. ФОРМЫ религиозности стали превалировать над живым человеческим сердцем.

Проще говоря, сегодня Христос по прежнему прощал бы разбойников, но обличал нас с вами. Потому что мы придумали, закрасили белые пятна на карте жизни правилами, выполнение которых позволяет нам считать себя кем-то лучшим. Это миф, придуманный нами и для нас. По сути, мы с точностью повторили путь фарисеев, создав внешние правила.

"Лицемеры, цитаты святых репостите, а человека можете обидеть, даже не заметив". "Лицемеры, в смартофонах разбираетесь, а увидеть в чужом сердце обиду на вас не можете". "Порождения ехидновы, постами себя изнуряете, а форумы ваши полны ненависти". Возможно, современный Христос и не произносил бы этих пламенных обличающих фраз и они лишь порождение моей бурной фантазии, но...

Будем откровенны.

На поддержание собственной картины мироздания и защиту ее целостности у нас уходят изрядные ресурсы и артиллерия всегда наготове. Конечно, это не значит, что можно впускать в себя любую ересь. Это значит лишь то, что нужно стремиться к ответам высокого качества, допуская разномыслие и оставляя другим право на мнение. Потому что такова природа текстов. Все мы понимаем их слегка по разному. И именно по этой причине дар рассудительности для монаха является лучшим. Не дар молитвы, не дар послушания. Дар рассудительности. А иначе любое сиюминутное, даже фальшивое озарение легко принять за богодухновенное откровение и истину в последней инстанции. Не спорю, легко жить по придуманным собою же правилам.

Есть в этой вселенной лишь одна константа. Незыблемый закон мироздания. Вместе быть лучше. Даже самые отъявленные негодяи стремятся объединиться в стаи. Вместе быть лучше. Так насколько же лучше быть вместе людям чистым, истинным, праведным, любящим.

Дружба - это прекрасно. Любить друг друга - еще прекраснее. Рай - это место любви, где самые разные существа, даже не похожие друг на друга - любят друг друга и пламенно, свято, жарко - любят Творца. Рай не похож на наш мир. Все наши знания о мире вечности ничего не стоят, и в Раю мы будем учиться заново. На земле мы учимся жить в Раю. А в Раю мы будем познавать вселенную и бесконечного Бога. А значит, сегодня МОЖНО позволить себе белые пятна на карте своего познания. Ведь они будут закрашены в новом веке самим Богом. И эта новая картина будет чудесной.

И это же означает, что если сегодня кем-то предлагается ответ низкого качества, лучше себе сказать - "пусть у меня не будет ответа вообще, чем я буду впускать в себя недоброкачественный духовный продукт". "Да как же его распознать" - спросите Вы?

Все просто.

Информация наполняет вашу душу тем, что содержит в себе. Если Рай содержит в себе любовь, мир, радость, ощущение спокойствия - то и информация от "небесного" будет их содержать. Если информация приводит в смущение, расстройство, испуг, страх - в информацию включены не вполне небесные элементы. Почитайте книгу Софрония Сахарова о Силуане Афонском или книгу "Всемирный Светильник" о Серафиме Саровском. И вы сразу поймете, о чем я говорю. Эти книги, как глоток неба. Сердце начинает биться чаще и хочется воскликнуть - "Дивен Господь, и благословен Бог"! Ведь у него есть такие святые, даже чтение о которых наполняет душу радостью. Притом, что именно богословскими откровениями эти книги и не наполнены. Сама жизнь святого есть лучшая проповедь.

Дела любви, жизнь в любви, признание святых слов Символа Веры, да спокойное отношение к белым пятнам миропознания есть залог мирного духа. Да хотя-бы не кидаться на любого несогласного с тобой, помня о своей правде у каждого - и то хлеб небесный. Чего я себе и всем желаю.

Автор: Дмитрий Сиверс