"Надо бы у батюшки благословиться" - маленькая юркая женщина характерного церковного вида протолкнулась через толпу прихожан. И вот уже спустя минуту батюшка выслушивает очередную историю - у той корова никак не отелиться, у этой муж пьет и не свозить ли в лавру на отчитку, а у нашей Нюрки беда - дочь непраздная без мужа. И что делать? Беды, как мрачное облако, окружают нас, и нет ничего удивительного, что человек пытается найти утешение и поддержку у тех, кому он доверяет. И если у человека есть доверие к Богу и Церкви, вполне возможно, что у человека есть и доверие к священнику. И вот тогда...

И тогда возможны либо удивительные плоды духовной гармонии, эдакая духовная симфония, в которой духовник-священник выполняет роль дирижера, а паства живет в виде некоего духовного оркестра, либо...

Либо возможны перекосы и трагедии.

Пример. Священник может отговаривать от лечения опасного заболевания, предлагая возложить все на Бога. Я видел такие истории собственными глазами. Священник может призывать оказывать гражданское неповиновение власти ("никаких паспортов"!). Священник может запретить супружескую близость с мужем и довести до развода.

Велика власть священника. Его слова - как могучие заклинания, могут созидать и разрушать империи чужих судеб. И это слишком важно и ответственно, чтобы у нас не было собственного понимания, на что у священника есть право и обязанность, а что - дело сугубо личное. Проще говоря, мы должны понять, когда надо, а когда не надо советоваться со священником.

Тем более, что нам это не так уж трудно сделать. Потому что вся необходимая для принятия решений информация у нас на виду.

Прежде всего, наша святая Церковь - это не место запретов. Это - место освящения. Все 7 таинств церкви (крещение, миропомазание, покаяния, причастия, венчания, соборования, священнической хиротонии) - благословляют, освящают, наделяют даром, а не отнимают его. Наша церковь - дарующая, а не отнимающая. Благословляющая, а не запрещающая.

Единственное, с чем сам Господь и Его Церковь борятся - это с грехом. Это сама суть, подлинная задача церкви - прославлять Господа и бороться с грехом, чтобы опять же, приблизиться к Господу, через это приближение получить блаженное бытия, чтобы опять же, в едином светлом порыве, единым сердцем и устами славить Даровавшего Бытие.

Вот так все просто по сути (и сложно по форме).

Когда мы идем в храм, мы идем за освящением, благословением, а не "разрешением" или "запретом". Мы просим Церковь освятить наши начинания, а не дать указание "как нам жить". Ведь церковь не учит нас жить. Церковь учит нас не грешить. И прямое подтверждение тому - Евангелие, осуждавшее или поощрявшее сердца, а не стиль жизни. И богатый юноша был "недалек от Царства небесного"

Но как же послушание духовнику?

Что же. Тут требуется пояснение. Дело в том, что понятие послушания духовнику существует лишь в монастыре. Именно монах дает три обета Богу - безбрачия, нестяжания, послушания. То есть, монашеский путь как раз и характеризуется тем, что некто приходит в монастырь, чтобы от своей воли отказаться. И потому монахов называют земными ангелами. Ангел свою волю полностью отдал Богу. Так монах свою волю полностью отдает своему старцу - духовнику.

Мирянин такого обета не дает. Его вопрос к священнику носит лишь характер "узнать мнение" священника, а само мнение священника носит лишь характер рекомендации. Притом что мы должны признать, что мы не в состоянии адекватно узнать духовный уровень того или иного священника. Я сам совершал ошибки, определяя священника как духоносного, а потом узнавал нелицеприятные (и подлинные, увы) факты его жизни. И напротив. Можно подумать, что "уж этот то священник - так... паршивая овца в здоровом стаде" - и вид неказистый и слова не велеречивые.

А потом обнаруживалось, что сей - наследник Христов, человек высокой духовной жизни. Но ведь бейджиков и бирок на груди они не носят. А было бы здорово. Идешь по приходу, а среди священников на одном из них красуется бейдж - "Духоносец. Обращаться по всем вопросам".

Впрочем, определить духоносца все-таки можно.

Носитель истинного духа понимает, что церковь борется с грехом. И уважает свободу человека, дарованную Творцом. Поэтому человеку можно все, что не грешно. Священник на грех не благословит, а любое другое действие, которое не грех - освятить благословением может. "Дети в школу идут, благословите их, батюшка". Не грех идти в школу? Ну, мои родные, конечно не грех. Благословение да пребудет с вашими детками. Батюшка, благословите сердце полечить. Лечиться грех? Нет. Нигде не сказано, что лечиться грех, зато есть множество цитат святых, которые благословляли труд врачей.

Вот и получается, что духоносный человек не будет навешивать запреты на то, что "не грех". Это будет делать лишь желающий контролировать и втайне получающий удовлетворение от реализации собственной власти на запреты.

Поэтому первое, что надо сделать человеку, желающему получить благословение, это четко и ясно написать нужное действие - "хочу переехать, хочу выйти замуж, хочу лечь в больницу", а потом в том же Яндексе или Гугле узнать - грех ли выходить замуж, грех ли лечиться, грех ли переезжать. После такого вопроса вам самому(самой) станет очевиден комизм ситуации. После этого Вам можно подойти к священнику и не спрашивать его "можно ли мне выходить замуж" а просто "благословите меня на брак" (священник не имеет права отказать в благословении, если просьба не греховна).

А как же случаи, описанные в житиях современных святых? Старец упорно отговаривал человека ехать сегодня из монастыря и поезд терпел крушение. Или женщина вопреки благословению старца поехала на операцию и она прошла неудачно. Что в этих случаях?

Здесь мы имеем дело со святыми. Но поскольку способа определить святого у нас нет, это видит только Бог, мы должны исходить из четкой логики, описанной выше. Благословить священник может все, что не греховно, потому что это суть и смысл церкви - освящать, благословлять, наделять все внутренней духовной силой.

Автор: Дмитрий Сиверс