Почему так много церквей и еретических учений? Почему даже внутри одной церкви столь много разных мнений об одном и том же? Почему мы не можем прийти к согласию? Почему мы спорим, вместо того, чтобы радовать друг друга? Казалось бы, 2000 лет назад произошли Евангельские события, и мы должны жить по вполне четким указаниям Господа Иисуса Христа, ведь их немного. 32 притчи, заповеди блаженства, да две главные заповеди о любви к Богу и ближнему. Почему нам этого мало? Потому что поиск для нас часто важнее результата и важнее действия.

Поиск истины как будто бы оставляет нас в положении, в котором мы имеем полное право не действовать, а изучать. Мы как будто бы хотим, чтобы духовной информации было много. Более того, мы и в самом деле живем так, как будто продолжаем переоткрывать для себя христианство и Христа, каждый раз пытаясь сделать некое открытие в знакомых текстах.

Протестантизм разбился на тысячи мелких течений именно вследствие того, что серьезные мыслители в протестантской среде находили новые прочтения Евангелия, искали новые грани в хорошо знакомом тексте. Вы не найдете никакой другой книги на свете, кроме Евангелия, которая породила бы столько религиозных организаций и столько философских трудов.

Дело в том, что многие живущие по вере люди могут подтвердить - само Имя Господа Иисуса Христа и его произношение вслух - благодатно и вызывает радость. Чтение Евангелия благодатно и вызывает радость. Читать о святых радостно. Читать о Царстве небесном радостно. Любой контакт с небесным - вызывает радость. Это - как крем на торте. Думаешь о небесах и святожарко на сердце и рождается чистая певучая тишина в душе. Это непередаваемо.

За это блаженное состояние святой любви умирали мученики. За это состояние годами боролись и продолжают бороться монахи. Святая, пламенная любовь небесного свойства в самом деле стоит того, чтобы за нее бороться. Тот, кто попробовал - знает. Так как же поиск этого состояния может вызвать кризис? Все просто. Мы не просто ищем благодатных состояний. Мы ищем наиболее удобный способ вспомнить, обрести небесную радость. Именно в этом поиске удобства получения духовной радости и заключаются многие духовные проблемы. Выражаясь по простому, мы ищем "духовного драйва", отодвигая скучные действия по совершению добра другим "на завтра".

Читать Евангелие благодатно?

Да. Так почему бы не читать его вместе, и вместе и с любовью не разобрать любимый текст? Если не остановиться вовремя и "застрять" в этом занятии на долгие годы - у нас получится протестантизм. Ведь по большому счету, весь протестантизм держится на той радости, которую верующий получает от изучения Евангелия и вовлечения все новых людей в этот увлекательный процесс.

Любая новая радость открытия рано или поздно сходит на нет. Воспоминание же о пережитой радости остается, ее хочется испытать вновь и верующий начинает искать "новых ощущений" - переоткрывать/перетолковывать Евангелие, создавать новые смыслы и новые христианские деноминации. Этот путь может все дальше и дальше отводить нас от главного - от совершения дел добра.

А увлечение массовым собиранием икон и запойное чтение святоотеческой литературы? Православный обязательно проходит через фазу увлечения святоотеческой литературой, увлечение борьбой с антихристом и штрих-кодами и ересью. Все это несет в себе некую духовную радость - от прикосновения к высокой богословской мысли, от осознания борьбы с врагами Господа. Такую радость может приносить и паломничество по святым местам и переписка со старцами.

Конечно, на самом деле все это не помешает и нужно (кроме явных перехлестов). Мы люди. И нам нужна помощь в нашем духовном возрастании. Главное - не увлечься и не сделать для себя подобный образ жизни и мысли центром своего христианского мировоззрения. Ведь Царству нужны не столько умные и понимающие, сколько добрые.
Наверное, весь смысл ошибки в том, что в этом подходе игнорируются главные направления жизни христианина, и применяется самый очевидный и легкодоступный способ получения духовной радости. Ты думаешь о небесном, ты говоришь о небесном, ты вроде как ополчаешься на врагов Господа. Проблема в том, что ты получаешь радость, проистекающую из размышлений.

Но мне видится, что Христианство - это не наука о морали, и не высокое богословие и не брань с себе подобными. Это - особая форма отдавания себя другим. То есть, искать нужно радость от поступков, сделанных в отношении других.

Если таких поступков не будет, паломничество - не более чем туризм, вера без любви сделает нас агрессивными фанатиками, а святоотеческая литература станет поводом считать себя духовнее соседа и способом ткнуть его в грязь за плохое знание духовных истин. В конце концов, даже на страшном суде Господь спросит нас за то, что мы сделали другим, а не насколько грамотно и богословски высоко мы понимали христианство.

Именно поэтому так важно что-то ДЕЛАТЬ. Для других.

Христианство, это когда ты сделал что-то для другого человека. Я для себя поставил задачу копить деньги и заказывать на проскомидии на литургии молитвы за усопших, которые не могут более помочь себе сами. Для этой цели я стараюсь откладывать немного денег с каждой зарплаты. Из неплохих идей - раздавать в день своего ангела специально подготовленную заранее сумму нищим. Тогда твой святой на небе порадуется, что ты чтишь его день щедрой милостыней. Наверное, можно покупать игрушки в детские дома. Наверное, туда же можно возить и продукты.

Царь славы не нуждается в том, чтобы мы Его защищали. Он сам вышел в наш опасный мир, зная, что Его могут унизить. И был готов к этому. Ради принесения главной мысли - Бог есть любовь. А любовь всегда ориентирована на другие личности. Царство небесное - это возведенный в абсолют принцип служения другим и пламенная любовь друг к другу. Чтобы эту любовь к другому явить, нужно совершать дела любви. Истина проста. Спасение в десяти словах и горе благих дел, сделанных для других.

Автор: Дмитрий Сиверс