Это не праздный вопрос. Понимание феномена святости способно и нам дать небольшую фору и позволить приблизиться к небесам. И прожить хорошую, насыщенную христианскую жизнь. Возможно, мы не станем блестящими светильниками веры, светочами духа, но стать теплыми огоньками в ночи - вполне реально. Ведь достаточно понять, что у всех святых общего.

Изначально я счел задачу поиска единого элемента, объединяющего всех святых планеты - нереальной. В самом деле, все святые столь разные. Кто-то твердостью духа и верностью до смерти получил самый высокий и славный чин святости - стал исповедником или мучеником. Кто-то изысканной богословской мудростью прославился в веках. Кто-то стал блестящим проповедником. А кто-то сумел полностью отказаться от мира, уйдя в монахи и совершив выдающиеся молитвенные подвиги.

Вот как их объединить под одним признаком?

Мне повезло. Когда-то я занимался бизнесом с весьма переменным успехом. Я прочитал множество бизнес-книг, суть которых сводилась к разного рода житейской мудрости. Эти книги не давали рецепта успеха, они давали опыт правильного мышления. Позитивный настрой, правильный круг общения и т.д.

"Богатый Папа, бедный Папа" Роберта Кийосаки стал моей настольной литературой. Я быстро полюбил бизнес-тренеров за их особую черту - умение вселять оптимизм, уверенность, что все получится. Конечно, дальнейший бизнес-опыт показал, как опасно полагаться на книги подобного толка, и насколько реальность далека от книжной, но кое-что я для себя из всего этого вынес.

Добиваются успеха чрезвычайно настойчивые люди. Умеющие себя мотивировать и постоянно держащие свою главную цель перед глазами. И эти люди не просто постоянно помнят о своей цели и готовы ее проговорить вслух. Они умеют мотивировать себя на одно простое по сути, но сложное в реализации действие. Они умеют заставить себя переставлять ноги каждый день на пути к этой цели. Этот принцип работает и в бизнесе, и в политике, и в святости. Знающий цель и рвущийся к ней - доходит.

Как говорится, "человек всегда притягивается в сторону своей самой главной мечты". Успешные и в бизнесе и в святости люди сталкиваются с падениями и неудачами каждый день, но их цель столь ясна, а притяжение к ней столь могуче, что они просто не позволяют себе валяться в грязи. Они встают после падений, либо ползут по направлению к цели. Они просто не могут иначе.

Переставлять ноги каждый день

Это один из ключевых компонентов успеха. Многие из нас с трудом воспринимают рутину. В самом деле, что в вопросах спасения, что в вопросах бизнеса, что в вопросах искусства - трудно делать нечто, что выглядело бы однообразно и серо. Пусть даже и называется высоко и благородно. Мы хотим прорывов, чего-то, что выглядело бы ярко, и грело душу своей необычностью.

Применительно к духовной реальности эту нашу потребность проще всего показать на таком феномене, как ожидание конца света и подогревание себя апокалиптической литературой. Молитва и работа над собой дают весьма ненаглядные для нас самих результаты. Нам трудно оценить, насколько мы становимся хороши (и становимся ли вообще).

Благодать от молитвы приходит не часто (блажен тот, кто может похвастаться обратным), и мы теряем былую мотивацию к росту. Мы перестаем переставлять ноги каждый день. Нам хочется либо побежать, так быстро, чтобы пейзаж вокруг весело засверкал, либо - сесть и отдохнуть.

Это и есть ловушка.

В этот момент легко увлечься самыми разными вещами. Их будет объединять одно. Все они несут драйв, заставляют кровь кипеть. Это может быть борьба с ересью, с атеистами, с единоверцами за правильное понимание веры, борьба с штрих-кодами, паспортами, чем угодно. Главное, чтобы "сильнее грянула буря", ведь он "он мятежный, ищет бури". Некое ощущение "борьбы с кем-то" и этот кто-то НЕ ТЫ и есть опасная адреналиновая ловушка.

Меня можно было бы попрекнуть попустительством, но это не так. Я люблю церковь в ее имеющемся виде, хотя и знаю о ее болезнях. Просто многим вещам из последних времен "надлежит быть". Их нельзя отменить, как нельзя отменить Страшный Суд. А значит, обращать внимание надо на себя. Бог - свободен. И оценивает нас как свободный. Мы придумали некие правила, но Бог выше всех правил. Он может увидеть в нас доброе сердце и помиловать. А может увидеть нечто, что несовместимо с милостью.

Я пою на клиросе и счастлив, потому что эта работа, внешне не дающая ни денег, ни особого статуса, несет в себе нечто, весьма близкое к христианскому подлинному пути. Служить Богу - незаметно, тихо, без борьбы с кем-либо, переставляя ноги каждый день. Потому что главное - не длина шага, главное - переставлять их каждый день. И оглянувшись, можно обнаружить позади себя огромный путь. Идущие маленькими шажочками уходят далеко. Как далеко? А все зависит от второго важного момента.

"А, это тот, который..."

Есть способ выяснить свои сильные и слабые социальные стороны. Чтобы работать над усилением сильных, и над устранением слабых. Этот способ, как любое сильнодействующее средство - опасен, и требует нешуточного дара рассуждения о себе самом. И этот способ называется "Тот, который..."

Про каждого из нас у нашего окружения есть какое-то мнение. Мы и сами редко когда скрываем свое мнение о ком-либо. Так устроена саморегуляция социума, что общество реагирует на своего члена, давая ему меткую, иногда обидную, а иногда светлую и возвышающую характеристику.

Представьте себе, что про вас говорят - "Елена? А, это та, которая полы в храме моет"? "Тот, который" - есть определяющая вас формула. А, это тот, который вечно попадает в скандалы? А, это тот парень, который на клиросе поет? А, это тот священник, который хорошие проповеди говорит?

Разумеется, этот метод не позволяет понять, как к Вам относится небо. Этот способ позволяет понять, где ваши самые яркие позитивные и негативные стороны для общества. В чем, если угодно, самый заметная наша социальная составляющая. Ведь именно наша способность радовать окружающих в каком-то смысле и является определяющей наше спасение.

Люди очень чуткие и бессознательно вычленяют главное в вас. Главное не стать "тем, который" вечно куда-то лезет не туда, вечно попадает в проблемы, вечно занимает деньги, вечно опаздывает. Про которого вас говорят люди? Где момент истины в вас? Или во мне? Что нужно поменять?

Разумеется, мы живем не в идиллическом обществе, и трудно ожидать, что нам спустя неделю нашего пути дадут верную оценку. Да и оценка завистника будет неточной. Но на крупных временных промежутках и самые разные люди наши сильные (как и слабые) стороны оценят вполне объективно. Одинокий голос завистника потонет в общем мнении. Люди сами выделят то, что в нас им кажется наиболее определяющим нас самих.

Моя мечта, чтобы мне возле моего смертного одра сказали нечто, вроде "А, это тот, который всю жизнь на клиросе пропел". Потому что мое служение должно быть таковым, чтобы даже недругам стало очевидно - "он любил клирос", "может, мы не можем сказать про него однозначно хорошо, но ОН - ЛЮБИЛ - КЛИРОС".

Страшусь и даже ужасаюсь услышать нечто вроде "а...этот умер? Ну, понятно". Это тот момент, когда тебя не смогли определить, когда ты - не явил себя кем-то ясным, запоминающимся. Тот, про которого и сказать-то ничего определенного нельзя. Кроме того, что "он был". И потому я завидую хорошим врачам, хорошим учителям. Про отдавших себя этому служению могут сказать "А, да... это то, который хороший врач, всю жизнь в такой-то больнице проработал"? Это благоуханно, ибо совершенно определенно и не размыто.

"Тот, который" - наш общий момент истины. Можно было бы мне возразить, что людское мнение редко бывает точным. Но это не так. На больших промежутках времени люди умеют уточнять главное о человеке и составлять о нем верную картину.

Конечно, люди разных сословий и разной чуткости будут вычленять разное главное в нас. Нашим близким могут быть не важны наши профессиональные качества, и для них главное, что мы, это те, которые "за всю жизнь слова грубого не сказали" (или наоборот, "только грубости от нас и слышны").

А если мы слышим лестные определения? Что же. Либо мы гениальные притворщики и обманываем себя и окружающих, либо - надо возблагодарить Бога. Он по своей милости дал нам дарования. Мы в чем-то хороши и дай нам Бог это развивать, возделывать это поле. Расширяя и увеличивая то, что в нас хорошего. Мы милостивы? Еще больше милости. Мы добры? Давайте обнимем весь мир. Словами и поступками.

Спасительная триада

Итог размышлений очевиден. Все начинается с того, что мы (подражая святым), ясно должны для себя сказать, какова наша жизненная цель. Ведь это и есть то, что объединяло всех святых. Они стали святыми не случайно, не по ошибке, они твердо знали чего хотели и переставляли ноги на пути к этой цели каждый день.

Вот я хочу, хочу ПО-НАСТОЯЩЕМУ не абстрактного Рая. Я очень хочу быть для кого-то любимым. Я жажду видеть вокруг себя много настоящих, чистых, искренних братьев и сестер, которые бы любили меня и которых я любил бы беззаветно, навсегда. Стоять с ними плечом к плечу и вместе славить Бога.

И хочу услышать от своего Бога, что Он - прощает меня и принимает в свое Царство и дарит мне миллионы светлых братьев и сестер. И мне хотелось бы принести к Его стопам некие пусть мизерные, но дела верности. Потому что этот разговор, эта встреча - и есть главная цель моей жизни.

Я жажду ощутить удивительное чувство единения с Богом и светлыми людьми в акте окончательного прощения небом. Из этой жажды вытекает простая потребность. Для Бога хочется что-то сделать и, в идеале, никогда Его не огорчать. Увы, со вторым пунктом есть сложности. Огорчаю и часто.

Но вот что-то сделать можно.

Каждый день.

Это и есть переставление тех самых ног. Жажда каждый день что-то сделать для Бога и братьев. Отслужить службу на клиросе и постараться, чтобы она была качественной. Пожертвовать деньги. Помочь бедному. Помолиться за умершего. И порадовать ближнего, того, кто живет с тобой под одной крышей. Простым ласковым словом и добрым делом.

И мы должны, наверное, быть чутки к зову небес, которые ясно покажут, где и на каком поприще (поприще - это дорога) мы могли бы наиболее полно раскрыть свой потенциал. А раскрыли ли мы его, можно будет как раз понять по определению "тот, который". Главное, что к нам придет понимание - "часто мы весьма расплывчато понимаем свою активность по спасению". Социальное определение расставляет все точки на i. Причащаешься каждый день, но про тебя говорят "а, это тот, который живьем всех ест" - повод задуматься над эффективностью наших действий.

Я жажду быть тем, который возлюбил лазурные небеса и мечтает о Царстве, тем, который возлюбил петь Богу до смерти. А получится ли - покажет время. Впрочем, я и сейчас не беден. У меня есть настоящий брильянт - светлая надежда и мечта...

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!