Если некто хотел бы составить мнение о христианах, такого человека ни в коем случае нельзя было бы допускать в социальные сети и на форумы, где общаются верующие люди. Потому что зачастую впечатление такое, что сообщения пишут не люди, идущие ко Христу, а не иначе как пауки в банке, дерущиеся в свой драке не на жизнь, а на смерть. Пауки убивают ядом, мы - убиваем друг друга не менее сильным ядом наших слов. Смотреть на пауков не приятно, и вдвойне неприятно смотреть на дерущихся христиан. Так как же христианин должен вести себя в интернете?

Может сложиться впечатление, что я излишне впечатлительный человек. Но это не только мои наблюдения. Грызня, взаимные обвинения есть в социальных пабликах, и на крутых известных форумах. Например, у меня есть опыт и посещения форума Кураева (именно форума, не блога) и форумов других православных ресурсов.

Как известно, форум Кураева знаменит тем, что на нем забанили самого Кураева. И теперь по адресу kuraev.ru расположен сайт, к которому сам Кураев отношения и не имеет. Может сложиться впечатление, что "да, ведь Кураев выносит сор из избы на известную наболевшую тему, и потому его так..." А вот и нет. Потому что бан произошел из-за богословского спора и модераторы сочли знания профессора богословия недостаточными и это было задолго до печально известных событий 2012 года.

Я же на примере данного форума расскажу свои впечатления об общении Православных, к коим причисляю и себя. На этот форум я пришел году так в 2010. У меня после долгого, почти 20-тилетнего перерыва вновь вернулся интерес к Богу и Церкви. Захотелось больше узнать, больше услышать. И - я с глазами, полными восторга и целым мешком вопросов, примчался на форум.

И - через несколько дней мой восторг начал потихоньку угасать, сменившись немым удивлением. Люди на форуме общались друг с другом так, как будто тихо ненавидели друг друга. Если новичок писал какое-то сообщение, оно едко высмеивалось, а ответ позволял предположить о том, что отвечавший считает себя не иначе как четвертым богословом.

Сначала я предположил, что опытных людей раздражают чья-то неопытность и с видом утомленных учителей люди цедили истины с видом советской продавщицы "вас много - я одна!". Но наблюдения выявили, что это система. В которой зримо намечались несколько закономерности, своего рода трендов, направлений.

Тренд 1. У каждого своя истина. Это правда так. Беда христиан (вообще верующих людей) в том, что мы работаем не с математикой и цифрами, а абстрактными материями. А значит, отталкиваемся от такого прочтения текстов, который близок и нравится нам лично в данный момент времени. А ведь все люди находятся на разной духовной стадии, и вкусы, предпочтения, восприятие текстов у всех разное. Что называется - ситуативное.

Такие форумы - это ядерная война цитат. У каждого за пазухой небольшой такой чемоданчик, красная кнопка которого запускает в оппонента тонны цитат давно почивших, но прославленных церковью святых.

Летают ракеты, растет мега-тоннаж зарядов, а ионизированный, пропитанный радиацией взаимной ненависти и более непригодный для жизни воздух разлагает тела и души. Я видел войны по 300 и более страниц вокруг какой-нибудь темы вроде "воипостазирования даров".

Никто, в сущности, не понимает механизма претворения хлеба и вина в тело и кровь. Но - словесные драки доходили до массовых банов, расхлестанных физиономий и ненависти друг к другу. А уж если на форуме будет вброс про "жестокого Бога и вечные муки" или "еретическое богословие профессора Осипова" - все, жди массовых банов и драчку насмерть.

Сначала я подумал, что это временное явление, но потом увидел стройную систему, закономерности в которой я и озвучил выше. Желание быть правым в чем-то духовным настолько сильно, что приводит к самым настоящим катастрофам. Я помню страшную историю, когда с Афона вывезли несколько тысяч русских монахов из-за конфликта так называемых "имяславцев".

Оцените красоту идеи. Господь Иисус Христос - велик и одновременно сладок. И Его пресвятое Имя - ласкает слух. Вопрос - а может ли Имя Господа обладать собственной претензией на славление? Допустим, сказать "Слава Тебе и Пресвятому Имени Твоему" - здорово, не так ли?

Но что, если эту идею слегка утрировать и заявить, что Имя Бога - это отдельная сущность, заслуживающая славы сама по себе? Звучит как "а в чем, собственно, разница"? Но - некие тончайшие, как в битве парфюмеров, оттенки аромата мысли таки отличались. Например, можно ли как-то калиграфически написать Имя и целовать само написание имени? Или - может ли быть акафист самому Имени Христа.

И стороны вокруг идеи славления именно имени Христа вошли в один из самых тяжелых монашеских конфликтов на планете. От которого Афон, пожалуй, так и не оправился. А ведь обе стороны считали себя правыми!

А конфликт зилотов и обновленцев на Афоне же?

Нисходящий тренд духовного развития в подобных форумных разборках скользит по нарастающей, с залихватским свистом отправляя нас прямиком в океан бушующих страстей и бездны ненависти, даже если мы с пеной у рта готовы убивать собеседника словами, уверяя, что мы его любим.

"Спаси тебя, Госсссподи..."
"Нет, это ТЕБЯ спаси Госссссссподи"

Вот только что-то на душе тошно от такой любви и от такого желания нам помочь.

Тренд 2. Неумение слышать собеседника. Ну, строго говоря, умение услышать собеседника - вообще искусство. Этому учат и учат глубоко и профессионально - судей, прокуроров, адвокатов, следователей, оперуполномоченных и прочих дознавателей. Верующие на форумах в большинстве своем не слышат своего собеседника, вычленяя из ответов лишь им нужный смысл, который наиболее выигрышно подчеркивает неправоту собеседника и показывает правоту меня любимого.

Помню, меня всегда это интеллектуально и эмоционально угнетало. Я вообще очень неплохо выражаю свои мысли. Меня - обычно понимают. И если я говорю в посте или статье - что "красное это хорошо", можно поспорить "Почему именно красное - хорошо", но никогда у здравых слушателей не возникало разночтение.

А на христианских форумах - возникает!

Тебе начинают говорить "А вот святые отцы утверждают, что зеленое это плохо, а ты говоришь, что зеленое - хорошо". Простите, но это смысловой дальтонизм! И такое - сплошь и рядом. Увы, но гордое звание "христианин" ума своему обладателю автоматом не добавляет. А хотелось бы.

Ведь в темах, где столь важны мельчайшие оттенки нюансов мысли, крайне важна культура прочтения. Это наука и наука серьезная (я про герменевтику). Если мы дерзаем рассуждать о богословии, мы должны быть автоматом готовы к тому, что с текстами нам придется работать серьезно.

Тренд 3. Моя правота важнее любви. Это самая плохая часть общей проблемы с культурой общения православных на форуме. Когда в храме в 2012 году сплясала известная панк-группа, многие православные жалели, что группа не выступила в мечети и желали участникам группы злой смерти. В то время, как Бог пришел на землю за каждого из нас - мы жаждем "погублять".

А ведь грех есть грех. Вот разве проституция не грех? Еще какой. Это осквернение храма тела, сосуда Духа Святого. Это тоже бесовская пляска, но уже в храме собственной души.

И вспомните, как милостиво отнесся Господь к женщине, которую должно было побить камнями за супружескую измену. Как милосердно отнесся к разбойнику на кресте. Как исцелил слугу сотника. Казалось бы, захватчик и оккупант просит о чем-то. Мы бы тут же сказали "ага...я дождался этого момента...нет, дорогой, ты сначала давай-ка покайся...войска отведи, свой воинский пояс с себя сложи, а вот потооом поговорим". Но Господь - не такой, и потому покорил сердца миллиардов. Мы - не можем зачастую смягчить даже соседей.

Я понимаю, что на этом материале и подобных идеях легко вырастить плевелы вседозволенности. Но никто и не говорит, что надо попускать грех, но начинать надо всегда только с себя. И заканчивать собой.

Конечно, система общественного порицания должна присутствовать и быть строго дискуссионной. Но каждый отдельно взятый человек - это не общество. И не может собой заменить общество. И любые попытки сделать это - еще один шаг к тоталитаризму. Лишь общественные институты могут урегулировать столь сложные вопросы.

При этом у нас не должно быть двойных стандартов. Ведь оскорбляемся мы на удивление избирательно.

Почему никто не оскорбляется поруганными и порушенными храмами, которые не восстановлены и заколочены? Где митинги? Где призывы "восстановить все храмы"? Где массовые шествия? Где крики "я оскорблен...храм возле моего дома не полностью отреставрирован"?

Почему мы вообще так живо реагируем не в позитивном, а исключительно негативном ключе? Как только от нас требуется оскорбиться, обидеться, мы с видом радостных детей, которым разрешили немного пошалить бросаемся во все тяжкие под дружные аплодисменты наших собратьев.

Но если речь о чем-то позитивном - мы вдруг стыдливо прячемся. Просто понаблюдайте - в теме, где идет ругань - больше прочтений, больше участников, больше желающих. В какой-нибудь спокойной и мирной теме тишина и мертвые с косами...

Тренд 4. Обязательно гавкну, чтобы отметиться. Некто приходит в тему и напишет нечто абсолютно несодержательное, но обязательно критическое теме или автору поста. Можно было бы назвать это обычным сетевым троллингом, если бы в подобных вещах не были замечены многие вполне давние участники форума.

Человек как будто не может просто пройти мимо. Как это - в этой теме меня нет. Обязательно надо отметиться, обязательно надо что-нибудь написать. И плевать, что пост не добавляет ценности ветке. Главное - чтобы этот пост прочитал тот, кого мы критикуем и просто расстроился. Мы - хотим расстраивать в интернете! Просто потому, что хотим всех "ставить на место". Это кошмарно для христианина.

А иногда человек просто "отмечается". Все равно, что написать. Лишь бы написать. Чтобы меня не забывали, чтобы мое имя, мой ник - "мелькали".

Так как христианину должно общаться в интернете?

Идти против озвученных трендов. Если читаете форум или паблик - не гавкайте не по делу. Если с чем-то не согласны - дайте цитату конкретной мысли оппонента и напишите, с чем не согласны. Разумеется, при этом нужно сначала вообще понять, что собеседник имеет ввиду. А если со всем согласны или ваше несогласие нельзя конкретно оформить (личность автора не нравится) - ну поступите же красиво. А именно - красиво промолчите.

Я вообще не рекомендую христианам спорить в интернете на богословские темы. Друзья, мы же не богословы. Я никогда не видел, чтобы подобные форумы реально делали человека лучше. Зато однажды сам видел, как человек снял с себя крест, насмотревшись на православных на форумах. "Мы никогда не можем знать, как слово наше отзовется" (с). Мы можем поднять такие темы, от которых внешние придут в ужас и скажут "и ЭТО - православные? Нет, нет. Мне с ними ТОЧНО не по пути".

Например, человек снял крест с себя, почитав богословскую ветку "попадут ли некрещеные младенцы в ад". В самом деле, трудно новоначальному христианину сказать "я хочу быть таким же", читая о том, как матерые форумчане с богословскими саблезубыми клыками сыплют цитатами, отправляющими младенчиков в бушующее пламя.

Понаблюдав за собой, вы быстро выясните, что форумы вообще лишают духовного спокойствия и вместо духовного роста христианин начинает наворачивать себе лайки и френды, репосты и союзников по "форумной борьбе". Это ли цель царского наследника вечности - делать из себя мелкого форумного тролля?

Вообще форумы - явление антихристианское. Ведь что такое форум? Это площадка для многословия. Ни одна религия мира болтовни не поощряет, но призывает хранить в сокровенной тишине собственную душу и сердце. А такое состояние всегда подразумевает молчание. Недаром говорят, что "молчанием спасаются многие, многословием же - никто".

Если же оставить форумы вообще вы пока не готовы (к чему я лично призываю всех) - прошу вас. Будьте людьми. Не плодите пустых смыслов, банальных или бессодержательных или, упаси Бог, оскорбительных постов. Пишите многозначительные, редкие, но сильные посты. Не провоцируйте людей. Не обижайте людей.

Если видите, что ваши посты утомляют - отступите. Никогда не спорьте. Помните - ваша правота ничего не значит. Бог не спросит за то, как часто вы были правы. Вопрос будет лишь в том, как вы умели любить.

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Кол-во имен не ограничено!