Чему православие учит людей?
Я с детства искал ответ на вопрос "А чему, собственно, Православие учит людей"? Не воровать, людей любить, дружбу ценить, жить по чести, любимой не изменять? Ну а разве обычная светская этика, кодекс строителя коммунизма, наконец, разве он - учит не тому же самому? В этом и заключается шок для человека со стороны - он думал, что "понимал Православие", а оказывается "он его и не знал". Потому что Православие ВООБЩЕ не учит людей морали в том смысле, в котором мы привыкли ее понимать. И этот крах шаблона вводит людей в ступор.

"Постойте, постойте, не спешите, молодой человек" - говорит голосом старого профессора некто, желающий узнать больше о Православии. Как это Православие - и не о морали? Нас же Церковь вроде как учит жить? Учит вести себя неким "правильным образом"?

О, конечно!

Но ровно в той же мере, в которой "экипаж самолета просит соблюдать спокойствие на борту воздушного судна". Потому что, как ни странно, цель Православия - вовсе не превратить планету в государство идеальных людей, живущих по совести и чести. Задача Православия - подготовить человека к вечной жизни.

"Стоп, стоп, что еще за вечная жизнь? Это после смерти, что ли?"

Интересный вопрос. И ДА, и НЕТ.

Давайте себе представим, что наш мир - не единственно обитаемый. Более того, наш мир неким образом заражен смертельным вирусом, но этот вирус не биологический, а мысленный. Мы неким образом привыкли мыслить "нечисто". В наших мыслях и сердце нет-нет да и шевельнется зависть, или злость, или жажда обладания чем-то, чего у нас пока нет. Мы хоть раз в жизни, да ругались, хоть по мелочи, да крали (хотя бы даже чужое внимание).

А Православие говорит - наша планета, строго говоря, не единственно обитаемая. Есть удивительные миры в другом измерении, миры, основанные на святости. И под святостью там подразумевается не кол-во поклонов и молитв, вовсе нет. Под святостью там подразумевается естественное поведение личности, которая любит пламенно, как в Ромео и Джульетте, любит всех, и все любят ее. Там разумные существа вечно юны, вечно прекрасны, беспредельно свободны, испытывают постоянную радость друг от друга и красоты вокруг них. Если вы когда-либо мечтали о жизни в Швейцарии, то жизнь в Царстве небесном круче в степени "зиллион".

В нашем текущем состоянии нас туда не пустят. Потому что мы мыслим не правильно. Православие - это о том, как подготовиться к тому миру.

Если мы цинично настроены и мыслим только "объективными категориями", сейчас впору скептически хмыкнуть. "Что за нелепые фантазии", что за эскапизм, наконец? От того, что я поверю в розового единорога, он реально не начнет существовать!

В том и соль!

Тезисы Православия неким образом можно проверить. Строго говоря, Православие говорит "мы вообще частенько грустны, мрачны, потому что у нас нет радости от жизни, а ее нет, потому что нас отравляет этот неверный образ мысли". В самом деле, кто ревновал или завидовал, тот готов подтвердить, что это чувство и в самом деле способно отравить жизнь. Даже банальное уныние и депрессия отравляют жизнь. Православие говорит - "есть методы изменить образ мысли". Люди пробуют методы, и убеждаются - с жизни как будто стерли пыль. Вновь вернулась радость, счастье, вновь ожила детская мечта "Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я". И ты задаешься вопросом - "а как я вообще жил раньше, без веры"?

В православии есть люди, у которых получилось выполнить все рекомендации до конца. Мы называем их святыми. Многие из них уже при жизни могли "попадать" в тот, другой мир, общаться с жителями того мира, и даже получать некие вещи из другого мира (например, свежие фрукты или цветы в разгар зимы).

В некотором смысле, чтобы ощутить Рай, умирать не нужно. Многие из нас начинают ощущать Рай уже здесь, на земле. Испытывать невероятную чистоту души, радость, легкость в теле и душе. В принципе, у верующего до конца православного христианина стирается ощущение смерти в принципе. Смерть он воспринимает как "государственный выпускной экзамен", а всю жизнь - подготовкой к нему. Чем большего успеха в борьбе со своим образом мысли достигнет экзаменуемый, тем более высоким, ясным, светлым будет его статус в том, ином мире.

Центральной фигурой христианства является Иисус Христос, историческая личность, которую мы считаем Богом. Во всем нашей мечте Иисус Христос - центральная фигура, главная точка всех наших ожиданий. Чтобы объяснить, что мы испытываем по отношению к Иисусу Христу, проще всего предложить посмотреть на те чувства, что испытывают люди по отношению к хорошему Царю, или мудрому и щедрому правителю, который позаботится о каждом.

Мы жаждем иметь своим лидером и Отцом невероятную, мудрую, светоносную Личность с большой буквы. Это неким образом наполняет нас чувством уверенности и радости, что мы - под защитой разума столь мощного, что был способен сотворить вселенную. И неким образом эта Личность является гарантом всех наших ожиданий. Ведь у Иисуса Христа нет ограничений по возможностям.

Осознавать, что тебя любит тот, кто не просто некая математическая абстракция, а вполне реальная личность, имеющая облик, с которой можно поговорить, насладиться общением, радостью встречи - очень радостно. Ликующе радостно. Поэтому христиане и называются христианами, что для них быть со Христом есть высшая точка жизни.

Но как в это можно верить???

А почему нет? Мы готовы верить в Бозон Хиггса, от которого нам никакой практической пользы и готовы верить в 40% годовых в паевых фондах, теряя впоследствии деньги. Мы готовы верить кому угодно, даже телевизору, но как только речь заходит о глобальной мечте, мы стыдливо опускаем глаза, не давая себе и права на мечту? Но почему? Почему мы готовы голосовать даже за политиков, идя на выборы (и зная заранее, что "наверняка обманут"), но не готовы даже дать себе права на мечту о небе? Неужели эта мечта менее правдоподобна, чем надежда на правительство, которому лично до тебя и дела то нет?

Как бы то не было, Православие - это не учебник морали. И не тому учит Православие, что "надо жить правильно". Православие - это не нудный учитель. Это очень богатая красками, насыщенная мечта сотен тысяч людей. Мечта о дружбе с Богом, мечта о дружбе с небом, мечта о жизни на небе. И эта мечта начинает давать свои плоды уже на земле. Берешь, проверяешь и понимаешь - "да, это работает". В это нет нужды верить, эту мечту можно проверить.


Автор: Дмитрий Сиверс