Что такое грех?
Вроде бы, может показаться, что ваш покорный слуга и ведущий этого сайта пустился во все тяжкие, и решил примерить на себе знаменитую капитанскую фуражку борца за очевидность. Вроде бы, грех нечто настолько понятное, что можно и задаться вопросом "ну о чем тут еще говорить"? Дело в том, что грех многие понимают так же неверное, как дилетанты неверно понимают рок, а ботаники не верно понимают движение байкеров. Грех же на самом деле - штука многогранная. А мы, как любознательные, давайте поинтересуемся предметом...

Христианство дает несколько определений греха. Одно из самых известных (и по существу правильных) говорит, что грех - это нарушение заповедей Бога. Бог дал заповеди, как нужно себя вести. Нарушил, отклонился от рекомендованной модели поведения - согрешил.

В ветхом завете (мире до прихода Христа) именно так люди грех и понимали. Есть некий, метафорически выражаясь, уголовный божественный кодекс. Нарушение статей этого кодекса - есть грех. Поскольку заповеди Бога диктуют, как людям относиться к себе, к Богу и себе подобным, можно сказать, что грех - это неверное отношение к себе, к людям, к Богу. И это по сути правильно, но - рисует не вполне верную картину Бога. И потому это определение при своей внешней правильности нуждается в дополнении и расширении.

Ведь в этой картине мира Бог становится полицейским, который следит за исполнением собственных заповедей, и при их первом же нарушении дает команду на передислокацию согрешившего в адскую печь.

Это в корне неверно, и нужно было несколько веков развития именно христианской мысли, чтобы дать верное определение греху. Отойти, так сказать, от излишнего "юридизма" в формулировках.

Христос в Евангелии дал новую трактовку греха. В каком-то смысле, эта новая трактовка даже более требовательна к человеку. Я бы даже сказал, что эта трактовка была настолько требовательной, что Христа именно за нее и распяли. Ведь грехом стало являться не нарушение формальных заповедей, а неверный образ мысли. Действие стало не столь важно, как состояние разума, как наши МОТИВЫ.

Вот представьте. Вы выполняете все заповеди Бога. Формально вы безгрешны (раз заповеди выполнены - о чем волноваться). Но при этом вы тихо презираете всех окружающих вас людей, относитесь с высокомерием. Ведь вы лучше их, вы все выполнили, а они - нет. Конечно, как либо явно вы этого не показываете и лишь тонкий психолог распознает в вас некую надменность.

Именно таковы были фарисеи - инициаторы распятия Христа. Внешне безупречные, они гордились своим образом жизни. Они выполняли все правила до мелочей. Их сегодня назвали бы духовными педантами. Но... Христос указал им на тот факт, что они выполняют правила лишь для похвалы людской. Проще говоря, мотив фарисеев был лишь похвала. Этого духовные лидеры того века перенести не смогли и Христос оказался на кресте.

Мы тоже могли и можем оказаться на месте фарисеев. Мы очень дорожим сознанием собственной важности. Мы тоже хотим выглядеть в глазах людей красиво. Мы тоже совершаем много доброго на показ. А темное, мрачное, некую такую жирную накипь нашей души мы прячем с глаз долой. Ведь "как бы чего не подумали".

Да, новое понимание греха, данное Христом - сложнее в разы. Но это понимание и эффективнее в разы, ведь на основе этого подхода мы уже не рассматриваем Бога как полицейского и надсмотрщика на галерах, следящего, чтобы рабы гребли одновременно и никто не отлынивал. Нет, Бог теперь выглядит врачом, желающим помочь нам исправить наш образ мысли.

Помню, в конце 80-х годов в одной из газет была заметка, как на окраине города приземлилось НЛО, и несколько свидетелей, бывших рядом, увидели группу существ, вышедших из аппарата и сказавших странную фразу "Земляне. Вы заражены вирусом, но не биологическим. Вы заражены вирусом мысли".

Конечно, заметка наверняка была "уткой". Но идея про вирус мысли, была, что называется, "провиденческой". Некто совершенно верно определил (пусть даже для шутки) состояние человечества.

Христианство называет человечество "павшим" именно за этот трудноуловимый вирус мысли, естественным образом понуждающий нас к зависти, жадности, гордости, унынию, похоти и т.д
А Христа христианство называет врачом, способным исцелить наш образ мысли.

Грех - это не смешно

Многие наши знакомые (и я сам подобное слышал), грех считают чем-то забавным. Или даже тем, что их и вовсе не касается. "Я ведь неплохой человек" - говорят они. Конечно, не плохой. Все мы не плохие. Христианство и не утверждает, что люди - плохи. Христианство утверждает, что люди - больны.

Как не плох больной раком желудка, так не плох и больной недугом зависти. "Ох, глаз то у нее завидущий" - говорят соседки на Лидку из третьего подъезда. Вот что это означает? Что человек болеет, болеет вирусом мысли, недугом зависти. Грехом зависти.

Грех - теперь не просто и не только преступление против Бога, это - диагноз в медицинской карте пациента. Все мы имеем тонны грехов - тонны болезней. Если бы на нас посмотреть в специальных очках, обнаружилось бы, что мы покрыты некими "гнойными язвами" - подгнившими мыслями, которые приводят уже к греховным поступкам.

Многие люди не воспринимают церковь серьезно, потому что они слово "грех" воспринимают плоско, смешно, мракобесно. Но рак желудка - это не смешно, это страшно. И душевный рак - это страшно. Потому что это напрямую влияет на качество нашей жизни здесь.

Но самое страшное, что это может оказать влияние и на нашу вечную судьбу.

Просто представьте, что христианство оказывается полностью право. И мы после смерти обнаруживаем, что душа у нас есть, она бессмертна. Более того, мы - наш интеллект, память и все, что мы и называем словом "мы" и есть душа. И мы можем оказаться перед страшным фактом. Нам самих себя теперь придется терпеть целую вечность.

Мы не знали, куда деть себя на земле и страдали от самих себя. Представляете, как тяжко будет с самим собой в бессмысленной пустоте. Отвлечься больше не на что. Не нужно есть, спать, дышать. У нас есть все время мира, и все что у нас есть - наши мысли.

Вот корежит нас, если сосед купил машину получше. Зависть. Что же. Теперь нас будет корежить вечность. Мы будем пытать своими мыслями сами себя. Вот мучает нас ревность. Ну что же. Теперь мы будем "наслаждаться" ревностью все время вселенной. Это очень страшно.

Христос призывает нас изменить сам образ мысли. Тогда и поступки, продиктованные нашими вирусами мысли, нашими зародышами греха просто не смогут быть совершены. Раз мы не завидуем - мы отсекаем желание сплетничать и обсуждать. Раз мы не жадные, мы охотно помогаем людям и нас начинают любить, причем искренне. Мы просто становимся лучше как люди, если наши мотивы становятся чисты. А значит, нам с самими собой становится лучше. Дурная накипь души снимается с нас покаянием.

Грех не победить в одиночку

Христианство зовет людей в церковь не просто так. Так же, как и больному иногда нужен стационар, так и церковь нужна для того, чтобы выйти из привычного контекста, выйти из дома, из квартиры, где все пропитано запахом нашей мысли, наших желаний. И просто прогуляться до храма.

Да, один поход в храм ничего не изменит. Как не изменит состояния здоровья однократный прием витаминной таблетки. Нужна постоянная планомерная работа над собой, нужен контроль. Православные ходят на исповедь не просто так. Выглядящий мракобесным процесс на самом деле имеет выдающуюся глубину в себе самом.

Представьте. Вы хотите сходить на исповедь. И так уж получилось, что вы отнеслись к этой идее серьезно. Вы берете листочек, и чтобы не забыть, впервые в жизни (!!) начинаете размышлять о собственных недостатках. Иными словами, даже само желание пойти на исповедь уже привело к тому, что вы занялись самоанализом.

И вот вы приходите к священнику на исповедь. Священник исповедает тысячи людей. Ваши грехи и ваши первые начинания изучить себя его не удивят. Более того, вы удивитесь, какие толковые вещи священник может вам сказать. Хотя бы даже потому, что у него есть живой опыт тысяч исповедей. Он просто знает, в чем исповедаются люди и знает, какие грехи встречаются чаще, какие реже.

И священник начинает вас направлять.

Более того, вы можете испытать совершенно необычное ощущение после первой исповеди. Вы вдруг почувствуете, что стали легче, что земное притяжение уменьшилось, а в теле плещется какая-то летучая радость.

И вы решаете сходить на исповедь еще раз. Скажем, через месяц. И - вы сталкиваетесь с довольно неприятной вещью. Вы обнаруживаете, что в вашем листочке грехи остались все те же. Проще говоря, вы вновь повторили все то, в чем исповедались не так давно.

Что же. Вас можно поздравить. Именно ради этого православные и ходят на исповедь. Стыд перед священником, перед тем фактом, что грехи повторились, вынуждает вас уже тщательнее следить за своей речью, образом мысли, поступками. Тут позавидовал, там осудил, тут нагрубил. Но ты - уже начинаешь себя одергивать. Ты - начинаешь за собой следить. Начинается длительный, мучительный путь.

Результатом этого пути станет тот факт, что ты - станешь лучше как человек. Потому что ты работаешь не просто над формальным поведением и учишься выглядеть красиво. Ты - учишься думать правильно. А думы - это то, с чем мы постоянно живем. Думы - это и есть мы сами. Работа против собственного греха - это как собственную душу отмыть, это как себя самого вымыть, ощущая аромат и свежесть чистого тела.

И да. Для этого мы должны подружиться с карандашом, завести дневник, следить за своими желаниями, мыслями, поступками. И эта дружба на долгие десятилетия, на всю жизнь. Поверенное дневнику должно поверяться и на исповеди священнику. Ведь цель у всего этого - космическая, невероятная, светлая. Жить в вечной радости без горя и болезней со своими родными в свете праведного, чистого, безгрешного Бога, испытывать каждую секунду юную свежую радость бытия и счастье осознавать себя прекрасным.

Автор: Дмитрий Сиверс