Почему рассказ о Христе - правда?
Потому что рассказ о Христе - Евангелие, написано очень необычно. Евангелию веришь сразу, потому что оно резко отличается от рекламного пресс-релиза. Оно просто пронизано некой, если угодно, нелогичностью. Если бы я писал Евангелие, оно было бы логичным, крутым, красивым, возможно, даже хорошо продавалось бы. Но о нем забыли бы через месяц. А Евангелие читают уже почти 1950 лет. Что же в нем такого особенного, что оно убеждает людей в том, что все написанное - правда?

Давайте представим себе, что мы поставили себе цель манипулировать целыми народами через внедрение идей христианства. Мы - некие гении, которые хотят управлять миром. Какую книгу нам следовало бы написать?

Если бы гении прошлых лет жили в наши дни, они знали бы, у кого консультироваться. У сильных креативных специалистов по рекламе. В самом деле, нам нужно распространить нечто, что пережило бы века и было очень убедительным. Иными словами, нам нужен гениальный рекламный креатив.

Сказано - сделано. Смотрим лучшие образцы рекламы. "Вы этого достойны". Или прелестная юная леди, закутавшись в аромат Шанель #5, встречает в поезде дивно красивого парня с модельной внешностью. Да-да. Реклама обращается к нашему перфекционизму, к нашему стремлению к идеальности. Ты станешь ярким. Ты станешь лучше. Ты будешь экономить больше. Прямо "больше, быстрее, сильнее, мудрее и т.д" И реклама должна быть яркой!

Уникальность Евангелия в том, что оно начисто лишено каких-либо амбиций подобного рода. Читая бесхитростный рассказ, как бы ловишь себя на мысли "Господи, да кто это будет читать"? Это же просто рассказ рыбаков".

Уникальность Евангелия в том, что оно не содержит, как бы сказали сегодня - спец. эффектов. Приведу пример. В начале Евангелия Марии является архангел Гавриил и сообщает "Ты скоро станешь беременной". На что Мария удивленно отвечает, мол "ну это же невозможно, у меня не было связей с мужчиной"? Ответ ангела "А ты зачнешь силой Божией". Мария говорит "хорошо, соглашаюсь, и верю".

Многие противники веры христианской издеваются над непорочным зачатием, утверждая, что во многих религиях мира этот образ эксплуатируется. Может и так. Поражает в этом отрывке другое.

Представьте себе. Открывается некий энергетический портал, из него выходит светящееся существо, и говорит вам...да не важно что, главное - каков антураж! Сверкают молнии, портал переливается как звездные врата в SG-1, ангел прекрасен и выглядит как божество.

Если бы я писал Евангелие, ух, я бы развернулся в этом отрывке. У меня в воздухе появилась бы ослепительная точка света, из которой во все стороны брызнули бы молнии, образовав посередине комнаты ярко сияющую дверь, сотканную из вибрирующих молниеобразных струн. Тихий запах озона поплыл бы по комнате. На стенах играют лазурные блики, а проходящие мимо вашего дома жители с изумлением видят бьющие из вашего окна снопы лазурного света.

Я в ужасе падаю на колени, заламываю руки, и вижу, как из сияющей двери в иное измерение выходит дивной красоты ангел. Его ноги как сверкающий хрусталь, его лазурные глаза как лучи из глаз божества, его одежды переливаются неземным светом. Могучий неземной голос обращается ко мне. Этот тембр сладок как мед, но могущественен как гроза. И он говорит, что я стану матерью Бога. Ух, как здорово. Вот я развернусь. Вот теперь соседки то узнают, с кем НАДО было дружить. Ибо я теперь - великая БОГИНЯ.

Более того, в ДРУГОЙ литературе (например, в описании индийских вед или античной литературе) так и написано - "его голос как гром, а ноги - как столпы огненные" и т.д

Что я вижу. Точнее, чего я НЕ вижу. Все такое бесхитростное. Мария естественно и как то даже наивно принимает и пришедшего ангела и - не видно никакой перемены в ее поведении. Кто из нас, узнав, что станет матерью Бога, не пошел бы первым делом к соседке. Скромность Марии не естественна и такое сложно придумать в те времена.

И поражает бесхитростность рассказчика, не пытающегося меня как-то поразить антуражем события. Он как бы не пытается усилить драматический эффект, говоря о событии очень обыденно.

Если бы я хотел придумать появление Христа на земле, я бы сделал это куда красивее, круче, занятнее. У меня были бы и молнии, и свет из глаз и...это был бы дорогой высокобюджетный блокбастер. А по Евангелию видно, что рассказчик как бы даже и не особо "старается" удивить. Он по-детски бесхитростен. Христос рождается в пещере. О первых годах жизни до проповеди ничего особо и не известно. А какой соблазн был бы эти самые события придумать!

И придумали! Книга называется "Евангелие детства Христа". Церковь отвергла его как подделку (и это правда подделка чуть ли не третьего века). И "подделочность" в этом тексте сверкает из всех щелей.

Там Христос именно такой - он поражает смертью обидчиков в детской драке, наказывает школьного учителя за непочтение и т.д То есть, ведет себя как юный Зевс. Это так по земному. И эта книга не пережила испытания столетиями. Историки о ней знают. И только.

Христос канонических Евангелий очень скромен.

Даже чудеса Христа, если угодно, выглядят бесхитростно. Не сверкают молнии, не сияет звездным блеском таинственная магия (а ведь критики христианства говорят, что история о Христе как бы компиляция других историй, например, история о Геракле). Кстати, история о Геракле как раз полна именно того, о чем я пишу. Всяких магических чудес. Именно того, чего Евангелие лишено. В Евангелии Христос творит чудеса, просто прикасаясь, или обращаясь к человеку. И даже есть текст в Евангелии, где Христос НЕ МОГ совершить чудо (у себя на родине).

Евангелие не заигрывает с читателем

Давайте представим себе, что мы пришли в качественную поликлинику, где нам очень хорошие врачи высокой квалификации делают анализы и излагают диагноз. "Здравствуйте. Ну что тут скажешь. У вас неоперабельный рак - мелкоклеточная карценома. Вам осталось жить примерно 8 месяцев. Принимайте это лекарство - проживете на два месяца дольше. И спасибо, что воспользовались услугами Union Clinic"

Любая реклама старается понравиться своему потребителю. Играет на его чувствах. Льстит. Пытается угодить. "Вы этого достойны" или "настоящий мужчина выбирает вот это". Реклама обращается к чувству нашего тщеславия, и умело играет на нашем желании выделиться из толпы.

Но приходя к доктору, мы хотим слышать правду. Не красивую сказку, не лесть, не ложь. Голую правду. Ибо дело идет (ни много ни мало) о нашей с вами жизни. Лесть не поможет нам прожить дольше.

И именно в стиле профессионального врача написано Евангелие. Оно постоянно говорит "Вы - делаете неправильные вещи. Нужно - жить иначе. В противном случае пациент скорее мертв, чем жив". Евангелие плохо принимается именно за свою правду. За свою готовность говорить о проблемах человечества. Христос часто говорил в притчах, что "если жизнь не исправить - будет плохо...".

Это не угроза злобного мстительного Бога. Это беспокойство искренне переживающего врача. И это доказывается практикой жизни самого Христа на земле. Говоря обличающие грех вещи, Христос вовсе не наказывал грешников. Он их миловал и старался привести к исправлению образа мысли - а впоследствии и жизни.

За все время жизни Христа от Его действий не пострадал ни один человек. Только исцеления больных инфекционными заболеваниями и всякими параличами, помощь нравственная и духовная. Можно сказать, что Христос был наиболее безопасной фигурой за все время существования человечества, ибо от его действий не пострадал абсолютно никто. Даже хороший человек нашего времени на несправедливом суде или столь же несправедливом и жестоком допросе нет нет да и огрызнулся бы в адрес истязателей. Христос кротко молчал.

Но Он много говорил в проповедях таких вещей, которые ему простить не могли. О том, что надо жить по другому. О том, что важны не внешние поступки, а состояние сердца человека. Он мог поужинать в доме человека, чья репутация была сомнительной. А Он видел задатки добра в человеке. И видел зло во внешне выглядящих безупречными.

Именно такая, если угодно, откровенность Евангелия в его разговорах о человеческих болячках и отсутствие желания нагнать драмы и спец.эффектов убедила меня в том, что это не обычная книга. В ней нет того, что люди точно включили бы в свои обычные произведения. Жрецы обычно стараются нагнать туману и жути. А тут как раз туману и жути то и нету. Евангелие чудеса помещает в очень обыденную и повседневную оболочку.

И не забывайте. Все это написано не во времена Интернет и редакторов MS WORD. Бумага и ее заменители жутко дорогие. Принтеров - нет. Сканеров - нет. Ксероксов - нет. Любая книга стоит как автомобиль. Любая запись делается сразу и навеки. Отредактировать - почти нельзя. Это не backspace нажать, убрав опечатку. А значит, у того, кто писал Евангелие, нет тысячи попыток. Выстрел должен быть один и в десятку.

Что же. Выстрел удался, раз текст, написанный вручную, ценился настолько высоко и считался таким сокровищем, что пережил целые цивилизации. В каком-то смысле, это самый уникальный текст человечества. Сильный своей простотой, отсутствием надуманных натяжек.

Например, в Евангелии есть противоречия. И это классно! Если бы их не было, возник бы вопрос "а как такое возможно в мире без интернета с рукописными текстами". Евангелия писались через 30 лет после смерти Христа. Каким образом рассказчик мог бы не забыть ряд мелких деталей? Ведь евангелисты - апостолы не роботы, не компьютеры. Они обязаны были забыть ряд деталей.

И да - мелкие расхождения в тексте очень важны - они доказывают, что Евангелия писали живые люди, с обычной памятью. А писали бы манипуляторы - подточили бы все так, что "ни сучка ни задоринки". Собрали бы умных ребят в одном зале и сказали бы "пишите" а потом еще и тексты сверили бы.

Можно было бы сказать, что "да бросьте". Любой текст можно придумать. И тот факт, что от действий Христа никто не пострадал и Он был добрым, еще не вытекает того факта, что Он - именно Бог.

Да. Доказать это трудно. Скорее даже невозможно. Это - вопрос веры. Но - когда на одной чаше весов пустая жизнь без высшего смысла, а на другой - какой-то поистине космический смысл и целая вселенная в придачу, есть смысл открыть Евангелие. И увидеть в нем - Беспредельность.

Почитайте Евангелие.

Автор: Дмитрий Сиверс