Давайте представим себе производителя сотовых телефонов, который, выпуская новый телефон, говорит, что "он хуже конкурентов". Странно звучит, не так ли? Да и реклама других товаров потребления говорит о том, что "их товар - самый лучший" и выбрать надо именно его. Да и религии не отстают, утверждая, что истинно именно их учение.

Так устроен наш мир, что за умы людей и их внимание нужно конкурировать. Но значит ли сам факт конкуренции, что все до единого сотовые телефоны - не работают, а товары потребления не выполняют нужных функций? Означает ли риторика "наш телефон - самый лучший", что производитель попросту врет? Или телефон в самом деле может оказаться лучшим, революционным, каким был когда-то первый iPhone от Стива Джобса?

Вы уже поняли, к чему я веду. Тот факт, что производители процессоров, телефонов, телевизоров, лекарств от гриппа, спорят, что именно они создали нечто лучшее, не делает их товар автоматически полным обманом.

Просто товар надо, что называется, проверять. И уличать рекламу в недоброкачественности. Например, в США производителя за рекламу, вводящую в заблуждение запросто можно засудить. Либо подтвердить правдивость рекламы, отдав сердце и открыв кошелек навстречу очередному технологическому хиту.

Но ведь наша тема - это религия и, конкретно, Православие. Из всего ассортимента религий я выбрал Православие не просто так. Так же, как потребителю сотового важны некоторые критерии выбора - размер экрана, долговечность батареи, звук, качество камеры и т.д, так же и мне и многим другим, открывшим для себя веру, были важны определенные критерии. Я поговорю о них. И, в целом, я понимаю, что вы не обязаны соглашаться со мной и моими критериями оценки.

Древность традиций

Кому-то это покажется минусом (дремучее, мол, Православие), мне это кажется плюсом. Православию столько же, сколько Христианству вообще, то есть, около 2000 лет. Знаете, когда думаешь о возрасте чего-либо, понимаешь, что данное направление выдержало проверку временем.

В самом деле, деньги хочется положить в банк, который существует уже 150 лет, а не открылся только вчера на соседней улице. Картина известного художника тем дороже, чем больше прошло времени со дня смерти ее творца. Примеры можно продолжать долго...

Католицизм появился в 1054 году в результате процесса разделения церквей. Протестантизм (сегодняшние молодые ребята, звонящие в дверь, и предлагающие "поговорить об Иисусе") появился в 16 веке как протест против ряда действий Римской-Католической Церкви (в основном, против продажи индульгенций - именно тогда родился тезис протестантов, что добрые дела не спасают, спасает принятие Христа своим Спасителем, а значит - индульгенции бессмысленны и являются обманом по логике протестантов).

И как-то лично меня смутила логика, что "именно протестанты и именно в 16 веке вдруг поняли христианство". Чем тогда занимались верующие люди предыдущие 1600 лет? Аналогичную логику можно применить и к католицизму. Поэтому я выбрал наиболее древнюю традицию.

Понравились идеи

Можно было бы сказать, что буддизму и вовсе 2500 лет. Но мне не близки его идеи. Давайте ка прикинем. Я должен отказаться от эмоций, и достичь некой нирваны. Мне не нравится эта мысль тем, что она, в каком-то смысле, отрывает меня от моих родных. Ну вот хочется мне вечно быть с мамой и братьями и отцом. А нирвана - понятие вне-личностное, и нирвана как бы не предполагает общения с другим разумом вообще. Нирвана замыкает меня на себе, на некой такой отрешенной от всего формы бытия.

Оцените красоту Православной идеи. Что предлагается верующему в Христа в рамках Православной традиции? Во первых, ты сразу обретаешь как минимум сотни друзей, причем друзей истинных, святых, небесных. Я говорю о людях, прославленных церковью как "святые", то есть, проведшие свою жизнь (или умершие) как "настоящие православные христиане".

Это кажется странным - видеть в давно умерших людях своих друзей. Но все глубже. В каком-то смысле, процесс похож на то, как романтически настроенный человек любит творчество Толкиена, у него есть любимые герои, на которых он хочет быть похож. Он может собирать иллюстрации с их изображениями, читать сценки, в которых участвуют эти герои, и тайно вздыхать о том, что он никогда к ним не попадет.

Мир православных святых красив. Красив настолько, что проникает даже в светский мир. Православие подарило миру много сильных и красивых образов.

Георгий Победоносец, прекрасный юноша-воин, который не согласился отречься от своей христианской веры, как того требовали Римские законы того времени. Претерпел мучения. Был убит. А после смерти прославился чудесами, самое известное из которых - спасение принцессы от змея.

Мужчины (да и женщины тоже), посмотрите, как события этой истории могут захватывать сердце и душу. Вот девушка привязанная в качестве жертвы неведомому зверю, ожидает неминуемой (и по всей видимости, очень страшной) смерти. И тут появляетесь вы - на белом коне, с копьем в руке. И на глазах у восхищенной девы побеждаете опасную гадину. Мечта любого мужчины - выглядеть героем перед дамой делает Георгия Победоносца в каком-то смысле близким каким-то глубоким чувствам каждого из нас, ведь в каждом живет мечта о красивом благородном поступке.

А Пантелеимон-целитель? Молодой парнишка, получивший образование врача, был таким добрым, что лечил многих больных бесплатно. Потому что считал, что верующий православный христиан так и должен поступать. Был схвачен за веру, по законам того времени казнен. Жизнь, приносящая другим лишь добро, была отдана за Христа. Это очень красивый образ чистоты и доброты сердца. И обличает наших современников-христиан в том, что они не очень то похожи на святых древности, не так ли?

Многие оценят и красоту святой великомученики Екатерины. Очень красивая, образованная (в наши дни сказали бы "начитанная") девушка с очень высокими требованиями к противоположному полу.

Она сказала, что выйдет замуж лишь за мужчину, который превзойдет ее умом и знатностью. Наверное, в наши дни многие лишь ехидно усмехнулись бы подобным претензиями на семейное счастье...

Но Екатерина обнаружила, что "мужчина ее мечты существует". Она нашла его в Иисусе Христе. В самом деле амбициозно - обручиться ни с кем-то земным, а ни много, ни мало, с самим Богом. Девушки, как вам такой подход? Конечно, в этих отношениях предполагается лишь чистая любовь, но она столь высокого градуса, что любые земные плотские отношения после этого кажутся лишь походом в уборную по нужде. Разве вам, дорогие дамы, не хотелось бы иметь такого Друга, который никогда не предает, красив как небо, и вечен как звезды?

Святые красивы душой и телом. Святые удивляют. На них хочется быть похожим. О дружбе с ними можно тайно мечтать. Это слишком ценный образ, чтобы от него отказываться. А ведь в том же протестантизме нет корпуса святых. Святыми они называют всех христиан собственной деноминации. В каком-то смысле это допустимо, но - проблема в том, что этот подход оставляет тебя там, где ты и так находишься.

Ты вдруг отчего-то начинаешь считать себя святым, зная все свои недостатки. Святым называют и твоего соседа по собранию, о котором ты знаешь много интересного. Не возникает образа идеала, на которого хочется быть похожим. И лично мне этого сильно бы не хватало в протестантских церквях.

Вот и оцените весь комплекс - православие обещает, что ты уже сейчас можешь жить в дружбе с твоими идеалами, святыми людьми, а после смерти ты будешь жить в удивительном мире прекрасных, гармоничных, полных небесного света людей. Долой пошлые образы с арфами и гуслями. Из литературных образов ближе всего Нарния и заокраинный запад Эльфов (куда они уплывают на кораблях), а в земных образах почти что и нет ничего столь прекрасного.

Да даже фраза "без болезней, без старения, в мире идеального климата, в окружении родных и близких, которые также молоды, не болеют, не стареют, вечно юны и прекрасны" и вы все вместе познаете вселенную, будучи свободны как ветер - весьма привлекательно звучит. А ведь Рай на самом деле куда лучше. В книге доктора Моуди "Жизнь после Жизни" в опытах клинической смерти пережившие смерть люди отчаянно не хотели возвращаться на землю, в мир страдания и боли. Они говорили о чем-то невыразимо прекрасном.

Музыка, архитектура, живопись

В католицизме есть святые и, можно было бы предположить, что католицизм должен был бы понравиться мне. Но мне очень близок мир именно православных песнопений, чудесной церковной хоровой музыки. Воистину, это небеса спускаются на землю, когда звучит церковный хор.

Мне не близко пение под орган. Оно лично меня чуть больше утомляет, воспринимается более тяжеловесно, будет меня что-то подавляет своим монументальным величием. Я кажусь себе столь маленьким перед этой огромной религиозной махиной.

А в Православии пение не под инструмент. И в этом есть своя тишина, кротость, возможность ощутить встречу с Богом в своем сердце, и оценить аромат тайны, находясь в неком благоговейно-задумчивом пространстве храма.

А еще мне нравятся наши православные иконы. Они могут и часто бывают удивительно красивы. Про архитектуру храмов и вовсе молчу, ведь тут есть консенсус - храмы в подавляющем большинстве архитектурно очень воздушны и изящны.

Тезисы Православия можно проверить

Вы можете не поверить мне на слово, но православные часто получают помощь от святых. В исцелении детей/родных от тяжелых болезней, когда врачи лишь разводят руками, не зная, как объяснить чудо.

Есть много чудес нахождения потерянного, утраченного. Да что там говорить, каких только историй нет.

Но главное - в православии есть удивительный феномен. Верующий буквально начинает ощущать, как вокруг него появляется своего рода тонкая паутинка заботы, которую небеса оказывают тебе, ведут тебя к встрече с ними.

Ты как бы вдруг подмечаешь то тут, то там, что реальность стала не такой уж однозначной и незыблемой. Бог и святые начинают восприниматься как далекие родственники в эпоху "до интернета", когда обычные письма и посылки могли идти неделями и месяцами.

Так и здесь. Ты получаешь какие-то странные (но приятные) факты, необычные моральные переживания, какую-то радость, как посылочки с неба, как письма от любимых (но далеко живущих) родственников. Христианин ощущает себя именно так - как вступающий в переписку по обычной бумажной почте с небесами. Время от времени небеса молчат. А время от времени приходят "сообщения" - несущие радость или предупреждение или говорят "мы тебя видим, не переживай, все будет нормально".

И не спешите меня подозревать в неадекватности. В конце концов, я делаю высокотехнологичные сайты, у меня в активе есть несколько достаточно крутых IT проектов.

Да, я творческий человек и писатель. Но я прошел весьма интересный путь отрицания всего и вся. И мои наблюдения - это наблюдения весьма скептичного по природе человека.

Я знаю логику воинствующих атеистов "от и до". Ибо сам был пусть и не в точности таким, но искал твердой почвы под ногами и ясной логики в рассуждениях. А значит, мой опыт особенно ценен, ведь я побывал, если угодно, везде. Я знаю, как выглядит жизнь без Бога и знаю, как выглядит жизнь с Богом. С Богом - 100% лучше.

Автор: Дмитрий Сиверс