Буду с вами откровенен. Нельзя человека убедить верить в Бога. Вообще нельзя. Как нельзя убедить любить. Да, можно получить секс, но не любовь, не длительные отношения или верность до гроба. Все просто и волнующе, как взведенный таймер на тикающем часовом механизме нашей жизни. Сначала человек чувствует нужду в Боге и лишь затем - под "это дело" выбирает веру. Почему же люди чувствуют нужду в Боге?

Как ни странно, у этого глубокого и вечного вопроса очень простой ответ. Потому что они натолкнулись на еще один вопрос, который звучит так...

Неужели это ВСЕ?


Представьте. Вот вам 20 лет. Вся жизнь еще впереди. И кажется, что впереди только победы. Эх, знали бы мы тогда, что это будут за победы, сбежали бы на Марс. В общем, победами это можно назвать лишь с большого перепугу. Бог в эти годы кажется не такой уж и нужной сущностью. Ибо зачем? У меня впереди вся жизнь. И много-много впечатлений.

Но - годы идут и человек понимает, что - впечатления и их новизна неумолимо скатываются в яму с ядовито ползающими там нулями. Все видано, изучено, на десятки раз пересмотрено, первый секс и его ощущения давно пройдены, а каждая новая девушка постепенно становится похожей на одну из предыдущих.

А ведь я пока пишу лишь о нормально протекающей жизни. А ведь жизнь может быть и трудной и полной болезней и лишений. Рано ушедшая мать или отец, пьющий брат, наркоман в семье, тяжелые условия быта, "беспросвет". Или напротив - удушающее богатство, когда доступно (но и приелось) абсолютно все.

И вот тогда рождается этот страшный, пронизанный каким-то космическим холодом стынущий в безмолвии руин жизни вопрос - "неужели это ВСЕ...неужели больше ничего...неужели вот это и есть она - жизнь"! И если ответ "да" - человек либо уходит в себя, либо примиряется с паршивой реальностью, становясь ехидным циником, весело проводящим время в каком-то полу-животном бытии (ведь кошка не анализирует прошлое и не думает о будущем).

В этот период человек остро обретает нужду в поиске смысла жизни. В чем он?

Собственно, религии всех времен и народов занимались реализацией ответа на этот вопрос. В чем смысл жизни? Зачем я живу? Зачем нужны мои страдания, что из них вытекает? Можно ли надеяться на то, что мои страдания как-то "окупятся" в будущем? Ах, вопросы-вопросы...

Строго говоря, нельзя сказать, что смысл жизни может дать только религия. Я был бы слишком очевидно предвзят, написав такое. Смыслом жизни может быть и постоянное обучение и развитие и постоянное изучение мира вокруг себя в поездках по миру и путешествиях. Некоторые находят смысл жизни в интересном хобби. Как нашел его Жак Ив Кусто в своем изучении океана.

Это все классные, нужные по-своему вещи. Беда в том, что не всем они доступны в той тяжелой главе жизни, в которой они находятся. Ну не всегда есть желание и возможность прямо сейчас отправиться в "кругосветку", или прямо сейчас пойти учиться на курсы китайского языка (очень востребовано, кстати).

Да и человек может оказаться глубоким, требовательным. С запросами, многократно превышающими те возможности, что мир может дать. "Да, я все это посмотрю, все это изучу, выучу много языков...здорово, но - ведь смерть помножит все на нуль".

Смерть. О ней не думаешь в молодости. Да и в старости как-то сейчас принято прятать смерть от посторонних глаз. Помню, в серии рассказов про планету "Астру" от фантаста Олега Лукьянова, людей, начавших стареть, переселяли с цветущей и прекрасной (управляемой искусственным разумом, кстати) планеты под названием Астра в космические оазисы. Чтобы вид увядания тела стареющих не портил другим жителям - милым и забавным людям, жаждущим лишь развлечений - настроения.

А мы такие же. Прячем гроб в закрытый катафалк, быстренько отвезли, закопали, залили горе за поминальным столом. Смерть удручает, она "харам", "табу" в светском дискурсе. И наш глубокий ищущий человек может столкнуться с задачей преодолеть окончательность смерти. И он обязательно найдет подобные мысли в самых разных религиях. Смерть может оказаться не концом. Можем ли мы осуждать такой взгляд на реальность? А вот тут все зависит от уровня нашей научной лояльности.

Есть, условно говоря, два подхода к познанию чего угодно. Первый - жесткий. "Что пока не доказано - не существует". Второй мягкий - "Все, что пока не опровергнуто - может существовать".

Здорово, правда? Даже точная наука может быть, если угодно, демократичной, а может быть и диктатором, узурпирующим право на истину. Наука, как оказывается, далеко не монолитна, как гранит, который хорошим тоном считается грызть. Наука очень и очень разная. Существуют школы и течения, существуют разные методы допущения реальности.

Представим себе ученого 17 века, говорящего себе "частицы меньше атома (субатомные) не могут существовать...их никто не видел, и их существование не доказано, а значит - их нет". Сегодня такое заявление показалось бы смешным. Но что сказали бы коллеги ученого в том самом 17 веке?

Скорее всего, согласились бы с ним, и в общественном мнении считалось бы вполне корректным разделять эту точку зрения, а веру в субатомные частицы - мракобесием. Кстати, атом и молекула, как определение, были приняты в 1860г в Германии на международном съезде химиков в Карлсруэ.

Правда в том, что наука постоянно работает на уточнение данных. Два века назад субатомные частицы казались бы ерундой. Сегодня книга Майкла Талбота "Голографическая Вселенная" уже воспринимается как одна из научно-допустимых идей.

А значит, даже наука пока не может утверждать "за гранью этой жизни нет другой жизни". Мы толком не сумели доказать, что разум - это исключительно функция мозга. Есть, что называется, сомнения. Например, человек с удаленной половинкой мозга продолжает функционировать. И даже вести вполне полноценную жизнь.

А значит, как минимум, ряд основных тезисов религии вроде загробного бытия могут со временем стать научной реальностью. Но мы то живем сегодня, мы не можем ждать так долго, пока наука выяснит ответ на этот вопрос. Потому что смысл жизни нам нужен прямо сейчас.

Но это, как говорится, отвлечение от главного.

Ищущий глубину в жизни человек может заняться хобби, а может и не заняться, и наталкивается на одну из религий. Это интересно для пытливого сознания, это будоражит, вызывает вопросы. И тут происходит главный выбор. Дело в том, что очень большое заблуждение считать, что все религии говорят об одном и том же. Это далеко не так. Смотрите.

Индуизм - говорит о существовании миллионов богов. Принимает реинкарнацию. Верит в неравноправие людей (кастовую систему).

Буддизм - в каком-то смысл бунт против иудаизма. Когда принц Сиддхартха Гаутама понял, что жизнь полна страданий, для него стала невыносимой мысль, что реинкарнируясь, проживая все новые и новые жизни согласно индуизму, человек снова и снова проходит через боль потери близких, предсмертные муки, страх смерти, поиск смысла жизни. Это замкнутое колесо вечных перерождений и страданий ("колесо Сансары") ужаснуло его.

И Сиддхартха Гаутама начал искать способ "не реинкарнироваться" - уйти в нирвану, особую форму существования разума, когда нет ни печалей, ни радостей, а наступает некое безоценочное восприятие реальности - без боли и страданий и перерождений.

Создав идею "нирваны" и разработав путь к ней, Сиддхартха стал Буддой. Это очень интересная и самобытная идея, резко отличающаяся от других верований. Поэтому буддисты такие, если угодно, удобные и воспринимаются исключительно миролюбиво - они воспринимают мир как нечто, от чего надо освободиться и им в основе своей, нет дела до политики и вообще любых происходящих в миру процессов. Путь Будды - бесстрастие, отказ от эмоций вообще.

Например, буддизм не прижился в Индии (хотя возник в Индии), потому что буддизм отрицает кастовую систему, и не является религией, ориентированной на поклонение божеству. Скорее, это способ работы над собой, философская система мышления. И как можно сказать, что индуизм и буддизм похожи? Да они кардинально различаются. Как отличается буддизм и от христианства. Ибо у них разная, если угодно, конечная цель. Эти верования по разному представляют себе полную реализацию человека.

Христианство.Очень сильно отличается от буддизма, так как не борется с реинкарнацией и "колесом Сансары", как буддизм и не преследует цель отказа от эмоций (хотя бы даже потому, что не признает реинкарнации, верит, что жизнь только одна, а после нее - суд, оценка действий человека за всю его прожитую жизнь). В христианстве есть поклонение высшему божеству, и цель - обретение вечной радости и счастья (для буддизма неприемлемо, там цель - отказ от эмоций).

Но главное - христианство буквально шокирует тем, что обещает своему последователю, что он станет богом. Именно так - богом. Но с маленькой буквы. Предполагая, что Бог с большой буквы - это сам Иисус Христос.

Как нам понять, что такое "бог с маленькой буквы"? Это человек, который святой жизнью заслужил статус "наследника Христа", то есть, после смерти и/или по воскресении тел на страшном суде обретет необыкновенно высокий статус - соправителя вселенной, одного из сыновей Бога.

В христианской литературе есть много описаний того, как это будет выглядеть - святые люди, сияющие звездным блеском, будут облачены в дивной красоты одежды, в изящных очень красивых королевских венцах принцев и принцесс будут жить в прекрасном мире - мире вечной радости без боли и страданий. И главное в этой картине, что это юные принцы и принцессы, похожие на сынов Адама и дочерей Евы из известной повести "Хроники Нарнии", будут горячо любить друг друга.

В каком-то смысле, Христианство самая эмоционально востребованная религия. Потому что она в точности, абсолютно идеально отвечает жажде любого человека любить и быть любимым. Во что верит Христианство? В то, что Христос - не просто Бог и Человек с большой буквы. Он еще по своей природе - воплощенная любовь.

Говоря по простому, если бы вы, находясь в большой беде и депрессии (бросил(а) муж/жена, измена, дети грубят/не любят, начальство унижает, всюду унижения и подлость) вдруг встретили Христа на одной дорожке и Он посмотрел на вас взглядом, полным любви, ваша жизнь наполнилась бы смыслом до краев, вне зависимости от того, какие кошмары происходили бы в ней до сего момента.

Это уже интересно многим. Христос не предает. Никогда. Любит с такой интенсивностью, как никто из нас любить не может. И, в принципе, наше сознание не особо сопротивляется самой идее любви, не так ли? Разве не знаем мы истории о Ромео и Джульетте? Или Тристане и Изольде? Истории любви высокого градуса восхищают нас. Мы мечтаем о чистой, ясной и беспредельной как небо пламенной любви.

И христианство предлагает это.

Конечно, взять предложенное не просто. Может помешать банальный цинизм, некая такая налипшая на человека корка разочарований. Типа "да кто сейчас верит в любовь" или "ага, знаем мы эту любовь, одни попы на мерседесах". Вот это главная проблема в том, чтобы просто протянуть руку. И обнаружить - "ух ты...а ведь любовь существует, она не фикция". Проще говоря, есть 100% убедительный способ просто проверить христианство на правдивость. Ложь не выдержит 2000 лет. А христианство выдержало. И тот, кто просто ПРОверил - получает нечто удивительное. Даже не надо бездумно верить. Тезисы христианство можно ПРОверить.

Человек вдруг поднимает голову, обнаруживая, что он может быть целью и объектом любви святой и пламенной. И сам в ответ может любить столь же свято и пламенно эту прекрасную личность - Иисуса Христа. Главное в этот момент - не приклеивать к святому забавные демотиваторы, как детские каракули приклеивают на холодильник магнитиками.

Ведь, Господи, как же хочется допустить, что ты и твои родные могут оказаться в мире столь возвышенном и прекрасном, что могут вечно любить друг друга в мире ослепительной радости, будучи вечно юными и прекрасными. Мечтать в наше время не модно, но...Прочь моду. И руки прочь от моей мечты.

Кстати, христианских течений много. Но на мой взгляд, самым возвышенным течением является Православие. Почему? Ну, во первых, протестантизм возник в 16 веке, а католицизм в 1054 году (году разделения церкви на Восточную и Западную).

До 1054 года, до великого разделения церквей, была условно-говоря, одна церковь. Которую называют "ортодоксией" - греческим словом, которое переводится как как "Православие". То есть, Православная церковь попросту самая древняя. И имеет наиболее богатые традиции.

Я пока в этой статье закруглю мысль, что по-настоящему ищущий, жаждущий преодолеть вопрос "Неужели это все" человек либо ищет себе хобби, либо, если он особенно глубокий, наталкивается на одну из религий, и в одной из следующих глав я напишу о том, почему он мог бы выбрать Православие.

Но в следующей главе я поговорю о том, как вообще некто становится верующим. Ведь недостаточно просто прочитать "нечто" (хотя бы даже эту статью) и тут же в это поверить. Нужен еще и некий подтверждающий опыт. Проще говоря, поищем доказательства. Это будет очень интересно.

Автор: Дмитрий Сиверс