Я люблю вступать в обезличенную полемику со своими оппонентами. Потому что часто поражает слабость логики, которой оперируют противники Православия. Мне известны большинство аргументов против, и все они чрезвычайно слабы. И любой критик Православия в бессильной злобе будет сердиться, шипеть, но возразить ничего не сможет. Хотя я и не стремлюсь никого разозлить. Но что поделать, если люди делают боевую стойку на мирные вещи. Итак, за что в основном ругают Православие.

1. За жажду денег. Попы на мерседесах, патриарх на яхте, богатые спонсоры, дорогие обеды.

2. За слабость. Обычно в этот момент представляется поговорка, мол христиане "овцы, рабы", а вот "мой бог меня рабом не кличет".

3. За манипуляторство. Православие как бы "манипулирует" людьми, пытаясь поиметь с этого некое "удовольствие" - упоение властью над людьми, их оболванивание, получение с людей денег.


Что же. Перчатка брошена...

Я ее поднимаю, и постараюсь ответить должным образом. Без игры словами и апеллируя к логике и здравому смыслу. Конечно, можно не принимать и логику, но тогда оппоненты явственно являют собственное лицо. Неприятие аргументов есть открытая вражда "просто так".

Жажда денег у священноначалия

Тут сразу вспоминаются и часы патриарха, и нанопыльная квартира, и вообще некая роскошь епископского корпуса. Иногда приводится в пример фотографии Сербского патриарха Павла, ездящего на трамвае и дана нелицеприятная оценка патриарха Кирилла.

А вы часто слышали, чтобы сами обычные верующие православные восхищались "вон как одевается и живет наш патриарх...молодец, так и надо"? Вы вообще такое слышали хоть от одного верующего в храме или на улице? Как много верующих людей вообще поддерживают роскошный образ жизни корпуса епископов и патриарха?

Я вам гарантирую - практически никто. С этим просто мирятся и не обращают внимания. Потому что "чему-то главному это не мешает".

И это - очень сильный аргумент. Раз люди, которые по своей природе часто завистливы, и готовы очень болезненно воспринимать любой чужой жизненный финансовый успех, все равно ходят в храм, значит, есть нечто большее, ради чего человек пойдет в близлежащую церковь.

И пойдет, подчеркиваю, пешком, а не поедет на мерседесе. 99,999% прихожан ходят именно ножками, зачастую помогая себе палочкой. Обычные люди, такие как вы или я. Что они, из другого теста? Нет зависти чужому успеху?

Да бросьте, розовые очки долой!

Почти миллион верующих, причем не богатых и живущих скромно, вовсе не некие "терпилы" по жизни. Эти люди просто нашли для себя идею, что им нужен Бог. И не просто "Бог в душе", а именно ощущение храмовой жизни. Которую нельзя понять по демотиваторам, которую надо прочувствовать в реальности.

Люди ходят в храм, потому что он придает смысл их жизни. И 99,999% верующих очень равнодушно относятся как к жизни епископа, так и патриарха. Обычный верующий посещает службы, проводимые священником, любит посещать церковную библиотеку, почитать духовную литературу.

В каком-то смысле, верующий человек - это как потребитель газа, не вдающийся в вопросы "а как живет президент Газпрома". Верующему нужна вера, потому что вера придает смысл жизни. В том числе и нашим страданиям.

Конечно, и тут найдется чем упрекнуть. Мол, "верующие утешаются иллюзиями". Дак весь мир таков. Мы, люди, вообще такие, что утешаемся идеями. Просто идеи у всех разные. Чем мысль "я создам бизнес-идею и начну жить хорошо" принципиально отличается от идеи "я буду жить определенным образом и после смерти получу награду"? В обоих случаях образ действия основан на предположениях. Так почему бы не допустить эти предположения. Кому от этого станет хуже? Тем мы и отличаемся от животных, что способны строить прогнозы и делать предположения.

Можно было бы сказать "верующему скучно" вот он и ходит в храм. Но складывается впечатление, что это критикам Православия скучно. Настолько скучно и тошно, что ходят и ищут смысла жизни. В "родных богах", в эзотерической литературе. Или и вовсе в толстом троллинге.

Читают форумы, троллят, с радостью поддакивают всяким идеям про "древнее происхождение русичей" и Гиперборею (и куда только девается былой скепсис ко всему религиозному?) И вроде что-то на поверхности души мелко радуется. А что-то в самой глубине души жадно ищет другого. А иначе с чего такая жажда плюнуть в Православие или кого-то еще.

Ты обрел своих "родных богов", узнал о своей истории. Все у тебя здорово, ты не раб, ты русич, потомок гипербореев. Или вообще атеист. Так почему ты не радуешься, не ездишь по лесам и весям, не занимаешься собой, не живешь в своей вере? Почему твои взгляды не удовлетворили тебя и не сделали счастливым? Почему ты продолжаешь искать? Кого ты убеждаешь, критикуя Православие - других или себя?

Верующему же не скучно. Он - испытывает жажду. Жажду чего-то настоящего.

И эта жажда в храме - удовлетворяется. Христос объективно может насытить душу, и духовные поиски будут окончены. Нечто в самом ядре личности счастливо вздохнет - Боже, это ОНО. Все, что я искал всю жизнь. И почему мне никто не рассказал, что это - так здорово. Настолько здорово, что становится неважно, во что там играет патриарх или епископский корпус. У обычных прихожан свои и очень глубокие интересы. И настоящие верующие не пойдут на форум обличать "потомков гипербореев". Ибо зачем? Ты все, что хотел - нашел. И счастлив своим приобретением.

Слабость Православия

Самый абсурдный аргумент, честно говоря. Я искренне недоумеваю, когда его слышу. Разберем на пальцах. Вот тот же "профессор" (он же не член РАН) Левашов утверждает, что древние русичи были могучими воинами, сильными магами и каждый воин в одиночку мог справиться с армией. Арии, мол, носители древнего могущественного знания. Которое они "ведают". И которым уже 30 000 лет.

Все это здорово звучит, но...друзья мои, как тогда получилось, что этих супер-воинов крестили "огнем и мечом"? В чьих руках был огонь и меч? У меня легкий ступор. Так были или нет некие "ведающие воины", могучие руссы, или...

Ну, предположим, Русь крестили наемные варяжские силы, которым было все равно, кого в реку загонять. И где тогда былинная сила этих самых "ведающих" супер-воинов, если их легко нагнули и поставили в реку креститься некие наемники? Где пресловутая супер-сила? Так кто был сильнее, тот кто крестил, или тот, кто поддался?

История не знает сослагательного наклонения. История показывает, что Православие сменило веру предков. А значит, слабым Православие назвать как-то трудно. Даже если допустить логику "родных" и "чужих" богов, зачем поклоняться богам, которые даже себя-то спасти не сумели? Не логичнее ли перейти к сильному Богу?

Но по странному выверту сознания, хулители Православия, намекают на какую-то особую сверхценность "родного". Которое отчего-то вроде бы сильно, но побеждено религией рабов. Странно это.

Да пусть даже критики атеисты, зачем прибегать к явно недоброкачественному аргументу про слабость Православия, если история нашей армии была более чем победоносной и множество побед было именно у Православной Руси? Вне зависимости от того, право православие как идея, назвать его слабым - увольте? Либо спрячьте аргумент про огонь и меч подальше и не доставайте никогда. Потому что меч и слабость как то не вяжутся.

Нет в Православии того, что ему приписывают - слабости. Православие - религия воинов. А рабами Божьими быть не стыдно, если вспомнить, что мы верим, что это Существо создало всю вселенную. Достаточно амбициозно считать себя слугой высшего существа, не правда ли? Тут за кресло чиновника многие готовы убить, и быть "слугой народа" и никого этот термин в таком качестве не пугает. Быть слугой у гос. аппарата - нормально. А быть слугой у высшего Существа - не, не, это вдруг постыдно. Двойные стандарты налицо.

И удивительно, когда критике подвергаются идейные люди, жаждущие быть слугами не у государственной машины, а у Христа. Что в этом плохого? Давать новый смысл жизни наркоманам и пьяницам, помогать больным, разделять последний вздох с людьми в хосписе. Да хотя бы матом не ругаться, наконец.

Да, Православные скудны на подобные действия. Но это потому, что мы плохие Православные, а не оттого, что нам не дано верных установок. Если бы каждый человек выполнил завет Христа, на земле наступил бы Рай.

Можно было бы сказать "дак где они, воины то"? Видим в храме одних бабушек. Дак в этом и проблема, что воинов нигде не осталось. Остались лишь диванные вояки. И Православие стремительно теряет мужскую и сильную часть. И радоваться тут нечему. Достоинство, мужество и благородство идут рука под руку с верой.

Манупуляторство

Давайте себе представим, что священнику полностью удалась его манипуляция. Он убедил вас в том, что за гробом есть вечная жизнь, есть рай и ад, есть суд и воздаяние за добрые и злые поступки. Скажем даже жестче. Священнику удалось вас напугать.

И что дальше? Выбор весьма невелик.

Дело в том, что в Православии нет понятия "индульгенция". Рай нельзя купить. Вы не услышите на проповеди "внесите деньги и ваши грехи простятся". Напротив, вас призовут исповедаться и ТОГДА грехи будут прощены. И то, при условии, что вы их не будете уж слишком часто повторять (что выдало бы формальный характер исповеди).

У вас не так много вариантов развития событий. Если вы вдруг поддались на проповедь и стали верующим человеком, боящимся совершить грех, то...

Что страшного произойдет в этом случае?

А давайте представим себе, что Православие сумело убедить ВСЕХ в своей правоте. Люди боятся грешить. Не то что убивать, даже осуждать вслух боятся. Причем боятся не священника, ведь он не ходит с топором, и не проверяет, как исполняются его призывы. Нет-нет. Люди просто реально боятся быть плохими, потому что знают - есть ответственность за дела.

И что тогда станет с обществом?

Разве мир не станет лучше? Разве вы не хотели бы иметь в друзьях людей, не врущих на каждом шагу, и не пытающихся вас обмануть? Ведь это мечта каждого человека - любящие и верные друзья, чистые и достойные люди вокруг.

Это мир, в котором люди бы боялись обижать друг друга, потому что это не по совести. И тогда возникает вопрос - в чем же тогда интерес конкретного священника, если ему прямой выгоды от появления у вас веры особо то и нет. Ну, купите вы раз в месяц свечку, а потом вообще будете ходить в другой храм, поближе к дому. У каждого храма своя касса.

Но увы. В этом и проблема и бессилие многих священников. Мы плохо поддаемся на призывы и лишь к концу жизни становится всего лишь на грамм лучше. Но мы хотя бы пытались. Поэтому в этом и беда Православия. Мы бубним святые истины, репостим их в пабликах, но очень неохотно их исполняем.

Но мы пытаемся. И именно в самой попытке, в борьбе с самим собой - высшая ценность Православия. В попытке быть культурным, когда вокруг хамят. В попытке быть честным, когда вокруг воруют, даже если это делают наши собратья по вере. Потому что Православие не знает коллективной ответственности.

Суд будет всегда ТОЛЬКО над тобой. Конкретно над тобой. И ты дашь ответ за свою жизнь. Сначала - на смертном одре перед своей совестью. А потом - с ужасом или ликующей радостью перед создателем Вселенной.

Ужас или ликование? Это главный вопрос нашей жизни.

Но зачем даже ставить вопрос таким образом? Выберите жизнь по совести, по правде. Сходите в ближайший храм. Не дайте себя обмануть пустой критике. Просто походите на службы и Вы убедитесь - никто не просит вас ничего покупать, никто не промывает вам мозги. Разговор на проповедях идет о ценном, вечном и таком близком, о качествах, которые так хотелось бы видеть в родном человеке рядом с вами. Верующая и верная вам до гроба жена. Верующий и любящий, ценящий вас муж, которого учат в храме вам не изменять и любить до смерти. Это ли не здорово?

И да. В храме можно услышать ее - живую, трепетную, волшебную тишину и живое присутствие Бога. Писклявый мир с его ревущими телевизорами и захлебывающимися в истошных трелях сотовых телефонов на время будет забыт и вы вспомните, как это прекрасно - ощутить нечто столь вечное. И вспомнить на миг, что и вы сами - вечны. И призваны к вечной радости в неземной тишине и истинной целостности личности, когда нет шума и тоскливых по утру пьянок и опустошающих душу измен. Бог прекрасен. И путь к нему - Православие.

Достаточно лишь попробовать.

Автор: Дмитрий Сиверс