Мне известен горький и страшный ответ. Стало ясно, почему большевики разрушали церкви, почему страна окунулась в хаос, почему наш народ начал в яростном исступлении уничтожать собственные святыни. Стали очевидны исторические ошибки и государственной власти и Православной церкви.

Я это знаю, потому что вижу реинкарнацию тех же самых событий сейчас. Но уже в интернете. Любой ролик против православия собирает тонны положительных отзывов. Любой ролик в защиту атеизма собирает хвалебные реплики. Любой ролик против веры обречен на успех.

Люди озлобились.

И стало ясно - почему.

У каждого народа свой дар. Китай силен работоспособностью. Неутомимые муравьи, они способны работать по 18 часов в сутки. Они способны строить целые города за пару лет. Они способны сделать что угодно. Но не очень хорошо умеют изобретать. То - их слабость, не их конек. Они сильны там, где нужно что-то сделать за счет выносливости и что-то скопировать, повторить.

Японцы - скрупулезны. И тоже неутомимы. Они способны годами сидеть у окуляров микроскопов или за клавиатурой, чтобы открыть, изобрести, создать новую технологию. Усидчивость в исследовательском процессе - их конек.

Русские - не усидчивы. Русские - импульсивны. Русские не любят работы простой, обыденной. Русского человека легче всего раскрыть через слово "идейный", стремящийся. Человек пути. Стоять на месте русском скучно. И потому русский человек - идеальный верующий человек. Потому нас, не смотря на все недостатки, называют "особо духовными". Не потому, что не знают про наш русский мат и разудалую жизнь. А потому что идейность - наше свойство. И именно идейность требуется лучшему в мире верующему.

"Русский без православия – дрянь, а не человек…" - сказал Федор Михайлович Достоевский. Да, это так. Русский человек - человек высокой веры. И очень творческий. Мы не любим простого, понятного, однообразного. Русский мужик пьет, потому что ему зачастую скучно. Стоять мы не любим. Мы любим летать. А при отсутствии крыльев начинаем ползать. Так, чтоб рылом в грязь. Середина нам плохо удается.

Если стройка - так на века, если задача - так чтоб человечество ахнуло. Первый спутник земли? Да легко. Первый полет человека в космос? Запросто. Первый выход в открытый космос? И это по плечу. И логичным, исторически доказанным выводом из особенности этого народа является тот грустный факт, что мы звереем, если у нас отнять главную идею бытия. "Просто жить" мы не можем, нам подвигов подавай.

И если народ по той или иной причине разочаруется в главной идее - жди беды. И увы, и тогда и сейчас официальная власть и церковь допустили ряд ошибок. Слишком увлеклись идеей сами. Слишком влюбились в собственные слова. Идея была отнята от народа, отнята через разочарование. У народа было отнято двустороннее Православие, и оставлено нравоучительство сверху без обратной связи снизу.

"Не умеют у нас с людьми работать"...

И тогда и сейчас была совершена одна ошибка. Были недооценены люди. Мы слишком увлекаемся красотой своих слов. Мы, православные, настолько влюбляемся в собственные слова, что забываем о величии тех, к кому эти слова обращены. Невольно (подсознательно, конечно) мы можем начать думать, что мы ценнее хотя бы уже тем, что нам ведомы эти волшебные, прекрасные слова о вечной жизни и счастье. Да, мы верим, что жизнь после смерти существует, что мир неземной красоты - Рай, существует. И мы настолько влюбились в нашу мечту, что она заслонила собой ценность личностей окружающих людей. Слишком высоко взлетели, слишком оторвались от корней.

Мы переоценили слова, и недооценили дела. Нужно было больше давать возможностей русскому человеку стать "частью идеи". Больше построить школ, работать над системой образования священников таким образом, чтобы священник по факту был бы "лицом деревни". Нужно было и тогда и нужно сейчас - больше интересоваться людьми, больше беседовать, больше общаться, больше задавать вопросов.

Русский очень любит уважение к себе, чтобы ему "дали возможность самому что-то сделать". Русский человек очень любит внимание и интерес к себе. Как он оценивает факт внимания? Очень просто - по тому, задают ли ему вопросы. Если вопросов нет, и сверху всегда спускаются только указания - русский человек делает вывод, что им управляют, но сам он не интересен.

Русского человека нельзя бесконечно "учить жить". Обязательно должна быть фаза, после которой человеку скажут "молодец, ты научился..а теперь ты можешь проявить себя в новом, удивительном качестве". А теперь давай вместе сделаем вот это. А теперь давай, сделай вот это...

Надо сказать, что церковь свои ошибки осознала. При храмах активно создаются молодежные движения, группы, общественные инициативы. Туда привлекаются молодые и перспективные. Религиозная вербовка? Нет. Исправление исторических ошибок. Проявление интереса к людям, вовлечение их в деятельность, которая им интересна. Не пиво пить по подъездам, а объединяться одним возвышенным интересом. Проявление интереса к личности.

В древнем мире первые христиане жили общинами. По сути, это и есть идеальная форма христианства, когда люди, объединенные одной верой, помогали бы друг другу, собирались бы на чаепития, общую молитву и разговор об Иисусе Христе. В этой модели нет разобщенности, которая и возникла накануне 1917 года.

Сегодня история повторяется в том смысле, что мало проводится аналитической работы "какие слова надо сказать, чтобы нас понял обычный человек после 8-ми часовой рабочей смены". Который устал, мало зарабатывает и имеет кучу проблем.

Нашей церкви не хватает хорошего, вдумчивого миссионерства, и вовлечения в этот процесс молодых и перспективных кадров. Нашей церкви не хватает разговора с обществом не с позиции "мы знаем и сейчас научим", а с позиции спрашивающих. Что мы должны спросить? Да все просто. Мы должны задать вопрос "У нас есть удивительная идея о прекрасной вечной жизни. У нас вообще много хороших новостей. В какой обертке вам это подать, чтобы вы нас хотя бы выслушали?"

Но этого не хватает...

И потому столь ядовитый троллинг против веры разливается по сети. Молодежь не видит себя в предлагаемой церковью схеме кем-то ценным. Молодежь не видит себя в церкви значимой. Люди отчетливо ощущают, что они лишь стат-единицы для некой любующейся своими словами верхушки.

Нетрудно догадаться, что от этого будет многих воротить. И троллинг оправдан. Он - реакция на очевидную поведенческую фальшь. Нельзя вечно только говорить как жить и никогда не задать простого вопроса обычному подростку "Друг. А как ты вообще живешь то? Давай, я помолчу, а расскажешь ты". Это была бы удивительная инициатива церкви - задать вопросы аудитории.

Наши ошибки - не суть Православия!

Почему же мы называем события 17-го года катастрофой? Потому что наш народ - это народ крайностей. Он может отдать последнюю рубашку, но он же, разбушевавшись, может начать сгонять монахинь в овраги экскаваторами и заваливать свежей землей, слушая доносящиеся из под земли стоны. Может прокалывать штыками, вешать на священническом облачении и заливать в рот расплавленный свинец.

Не смотря на знание всех наших проблем я остаюсь православным христианином. Просто в силу жизненного опыта поняв, что передо мной именно административные недоработки, а не сама суть идеи. Часто воинствующие атеисты говорят, что "православие вот такое и есть - дикое и невежественное". Неправда. Я сам своими глазами видел другое православие - высокое, умное, благородное.

Люди веры, люди идеи существуют. Те, которые интересуются людьми и задают вопросы. И Евангелие сегодня актуально как никогда. Я призываю вас разобраться во всем самому. Да, церковь болеет. Но это не повод болящего добить штыком, чтоб не мучился.

Это повод вспомнить, что общество состоит из нас - маленьких, но столь сильных, когда мы вместе. Мы можем выздороветь только вместе. И оздоровить церковь мы можем только изменившись сами. Если сегодня каждый будет умен, начитан, знать и Евангелие и основы квантовой физики - завтра мы проснемся в совсем другой церкви. Церкви нашей мечты.

Зачем нам просыпаться именно в церкви?

Да потому что, как ни крути, мечта нам нужна. Пусть говорят, что она субъективна. Все лучшее в этом мире, включая вкусы в еде и одежде, любовь и эстетику, поэзию и музыку - столь же субъективно. Православное христианство же обещает навечно сохранить и приумножить наши лучшие и радостные эмоции, навеки сохранить наши личности и дать вечную жизнь в мире невероятной радости и красоты. И дорога начинается с чтения Евангелия и принятия крещения в ближайшей Православной церкви.

Автор: Дмитрий Сиверс