Наверное, абсолютно во всем не правы ни атеисты, ни верующие православные люди. Мир слишком велик и необъятен, чтобы любое людское представление о нем отражало точную картину мира. И когда я слышу безапелляционные заявления того или иного верующего, я начинаю думать "Господи, врагов не надо, если у церкви есть такие друзья".

В самом деле. От любой веры начнет тошнить, если ее адепты будут демонстрировать ханжество, невежество, глупость и преподносить это с видом уверенного в себе профессора истории. Поэтому я старательно избегаю в своих статьях утверждений чего-либо...

Мы, православные, мыслим предположениями. Предположения, положенные в основу жизни и имеющие сильное смысловое наполнение мы называем верой. Если бы вера была знанием, не было бы нужды называть веру верой и придумывать новый термин. Иное дело, что наши предположения красивы, что они несут в себе надежду. И уже этим раздражают. Ибо полный надежды человек в циничном мире обмотан красными тряпками. Быки уже наготове. На то они и быки.

А поэтому...

А поэтому я бы сказал, что вопрос "кто прав" в подобных вещах, как вера, вообще не уместен. Ибо нет методики снятия телеметрии, нет способа оценки и нет не субъективных каналов верификации информации. Любая теория на счет бытия Бога не имеет инструментов и объекта опыта.

Правильный вопрос в подобных дебатах "кто в выигрыше". Представим себе, что Бога - нет. Вообще нет. И никогда не было. Христос яркая эпатажная историческая фигура, но таков был, и Будда и Магомет. Предположим, что вера вообще вопрос субъективно-личный и не имеет общего с реальностью. Выигрывает ли что-нибудь верующий, если он верит в то, чего нет? Верующий "в плюсе" относительно неверующего?

Я долго искал ответ на этот вопрос.

Мои поиски были основаны на методе психологического наблюдения за теми или иными судьбами, за теми или иными семьями. И я пришел к выводу, что потребность в Боге возникает далеко не у всех. У некоторых ее, оной потребности, просто нет. Даже если Бог переедет жить в соседнюю квартиру и ты будешь видеть Его каждый день, тебе Он - не интересен. Ты живешь своей жизнью, своими задачами, у тебя свои планы, свои мечты.

Иной готов верить, и у него тоже свои резоны. Бог нужен как некий "джинн", который управляет твоей судьбой, помогает, улучшает твои параметры, прокачивает твою реальность. В этом случае тоже можно сказать, что таковой в Бога не то, чтобы верит. Он нуждается в Его возможностях, не особо вдаваясь в детали Его светлой и святой личности. А значит, для такового Бог - особо умная кофеварка.

Верующие. Атеисты. Все это как север и юг. Реальность же куда неоднозначнее. Есть верующие, думающие, что они атеисты. И есть атеисты, думающие, что они верующие.

А есть они.

Настоящие верующие.

Их весьма немного. И они стали верующими по весьма странным для многих причинам. Они - искали высоких отношений, высоких чувств. Это, если угодно, очень претенциозные люди, любящие высокие, настоящие отношения. Но при этом где-то в глубине души у этих людей есть романтическая креативная жилка и они готовы совместить идею о Боге с идеей такой вот вечной любви. Они хотят высокой любви и находят ее в любви к Богу.

Они романтики в душе.

И этим противоположны циникам. Вот они точно юг относительно севера. Они не разучились мечтать. Среди них встречаются и успешные бизнесмены, и настоящие политики, и полицейские, и учителя и врачи. Но их объединяет некий романтичный ребенок внутри, допускающий чудо.

И вот эти ребята - 100% в выигрыше относительно атеистов. Именно эта небольшая группа людей несут в себе некую особо светлую надежду. Надежду на мир высоких чувств, мир неземной красоты, на любовь без границ в Царстве небесном. Для этих людей оправдано все - и земные трудности и болезни и страдания.

И какая таковому человеку разница - правдой ли это все окажется в конце концов или нет? Человек радуется уже сейчас, как радуется открывший для себя мир Нарнии или Толкиена. Он верит, что его любят. Он сам любит самое совершенное Существо во вселенной. Даже если все вдруг окажется "не так" - человек либо об этом не узнает (умер и все), либо - либо после смерти все же что-то есть и даже тогда интуитивном верным ответом все же является любовь.

Если человек не таков, если он ищет джинна в лице Бога, если человек ищет Бога для налаживания ЗЕМНОЙ жизни - он может обнаружить, что он глубоко в пролете. Его желания ничем не отличаются от жизни атеистов, просто...он имеет лучик надежды на Бога. Но главной "соли" христианства - жить мечтой о Рае, думать о Царстве небесном, размышлять о Боге каждый день человек не получил.

И тогда его жизнь мало чем отличается от жизни атеиста. Отличается, конечно. Но не сильно.

Вот мы и подошли к ответу. Кто прав. Прав тот, у кого больше прав. Кто в выигрыше.

Воинствующий атеист. Может в целом быть неплохим человеком. Но его зависть и раздражение к чужим чувствам настораживает. Если лично ты не веришь, почему тебе так важно, чтобы не верили и другие? Какое тебе дело до чужих чувств? Ты правда атеист, или ты тайный верующий завистник? Подсознательно верящий в Бога, но завидущий верующим, так как сам ты не готов открыто заявить о своей вере и принять ее для себя? Наблюдая за воинствующими атеистами, я пришел к выводу, что эти люди с умершим романтиком внутри, с жаждой высоких отношений и они могли бы стать настоящими верующими или ранее были ими. Но "что-то пошло не так". И жажда высокой идеи вылилась для них вот в такую форму "борьбы".

Нейтральный атеист. Может быть хорошим, замечательным человеком. По сути, это и есть настоящий атеист (настоящий атеист всегда именно равнодушен к вере). Сильно скорбит по умершим близким, считает, что это "расставание навсегда". Все его страдания не имеют смысла. Не имеет утешения, если его жизнь "не удалась", как ему хотелось. Если все идет "как надо" - есть интересная захватывающая работа, деньги, любимый человек рядом - не нуждается в Боге. Причем вполне искренне и абсолютно беззлобно.

Верующий в "джинна". Может быть хорошим, замечательным человеком. Ему легче, так как верит в загробную жизнь, и все-таки надеется на встречу с родственниками. Но его позиция шаткая, так как в силу потребительского отношения к Богу он сильно зависит от того, дает ли Бог просимое (даже если акт выдачи явно надуманный). Не дал Бог здоровья - все, кризис.

Создавший себе образ Бога и полюбивший Его. Это малочисленная группа лиц, которая в явном выигрыше. Их жизнь окрашена высокой идеей. Они не просто живут. Они поднимаются по воображаемой лестнице к небу. Пусть даже лестница воображаемая, человек ощутимо меняется. Он растет. Он мечтает. Он и любит и страдает. Его душа, его сердце как птичка в клетке рвутся вылететь на волю в лазурный простор окна...и воспарить к бесконечному небу. Это идейные люди. Таковые меняют мир, придя и в науку и в армию и политику. Они просто не могут иначе, кроме как нести в себе идею, мечту о высоком.

И вот таковые, последние - проживают яркую жизнь. Горе потери родственников смягчено надеждой на встречу у Бога. Любое страдание обретает смысл - искупительный. Человек карабкается по высокой лестнице и его душа горит мечтой.

А мы в это время спорим. Кто же прав, атеисты или православные?

Прав тот, кто радуется сильнее, выше, чище, яснее. В этом простая правда жизни.

Автор: Дмитрий Сиверс