Многие критики христианства радостно предлагают почитать Библию, мол "нате, читайте...там полно экстремизма, насилия, страшных и постыдных вещей вроде инцеста, читайте, вот чему вас попы учат". Те, кто предлагает вам почитать, заранее знает, что читать вы не будете. Клюнете на уверенный тон собеседника, на его водящий по тексту палец. Конечно, мы можем не любить религию (или быть верующим), но манипуляции - нечестный футбол.

Дело в том, что очень легко накачать негативом, просто бросив в разочарованную жизнью голодную толпу фразу "попы ведь обманывают"? И услышав от уже готовых к критике в адрес "попов" радостное "да" не так уж и трудно влить в умы слушателей любую информацию. Лишь бы она обличала религию. А мне от такого становится противно. Просто потому, что я отчетливо ощущаю - меня считают быдлом и искренне верят, что моим мнением можно вертеть как угодно.

Не пройдет!

Почитайте рассказ про невежду  (показать)Почитайте рассказ про невежду  (скрыть)

А я не хочу быть невеждой, мне противно, я хочу до всего дойти своей головой. И вот что я нарыл. В Ветхом завете чего только нет. Вот только есть одно НО, которое полностью подрывает аргументы тех, кто говорит что "попы учат экстремизму".

Дело в том, что Библия не является сводом правил поведения. Это не памятка туриста, не уголовный или административный кодекс. Это целая история еврейского народа, пронизанная духовными исканиями и ошибками. В Библии, само собой, есть места, где прямо идут указания на заповеди, на правила поведения. А есть откровенно гнусные истории. Вот только те, кто намекают на экстремизм, забывают упомянуть, когда речь идет моральной заповеди, а когда это гнусный поступок, осуждаемый и самой Библией.

Не отходя от кассы пример. Библия, как историческая книга, содержит опыт предательства Иуды. Что, скажем теперь, что Библия призывает предавать как Иуда? "Видите, в Библии это написано. Это сделал Иуда, видите? И это написано в Библии. Значит - это нормально и предавать можно всем. Этому и учат попы".

А ведь именно такой логикой руководствуются те, кто желают нам прочесть Библию (заранее зная, что мы этого делать не будем). Они берут некий гнусный поступок того или иного персонажа Библия и говорят "смотрите, какая гадость в Библии написана". А то, что и сама Библия считает поступок отвратительным - умалчивается.

Библия описывает разные поступки. Многда подлость она называет именно подлостью. А иногда никак не называет. Было и было. Библия рассказывает истории. Есть - истории радостные. Есть - печальные. А есть попросту гнусные.

Например, история о том, как братья из зависти продали своего младшего (и любимого отцом) брата в рабство. Это "история Иосифа, проданного братьями в рабство". Но Библия осуждающе смотрит на их поступок. А критики христианства скажут вам "смотрите... чему учат попы...вот, история как брата продают в рабство...христиане учат продавать братьев в рабы".

Не только Ветхий завет является исторической хроникой. Христос тоже не писал уголовно-административный кодекс для построения высокоморального общества. Он вообще не писал. Христос - историческая Личность разговорного жанра. Он просто ходил и учил. И апостолы так и записывали - "Иисус пошел туда то...сказал то-то". А уже мы, люди, из его слов делаем определенные нравственные выводы.

Представьте себе кино с волнующим сюжетом. Например, "Титаник" Кэмерона. Главный сюжет - идущий ко дну огромный, самый большой на тот момент корабль. Но в сюжет о гибели корабля и тысяч людей на нем встроена чудесная романтическая история любви простого парня Джека к леди из высшего света.

Так и история Христа - это история, которая включена в историю еврейского народа в довольно сложный для него период времени. Еврейский народ и на момент рождения и смерти Христа на кресте находился под оккупацией Римской империи и жил под гнетом захватчиков. Евреи, если угодно, жили в мире своего кошмара. По улицам древних городов шагают дружными рядами римские легионеры, навязываю свои правила поведения весьма закрытому еврейскому обществу. И в этой атмосфере недовольства захватчиками появляется Иисус, учащий любить врагов.

Прямо скажем, что даже сами современники Христа упрекали его за отсутствие ненависти к римлянам. Но Христос исцелил родственника римского сотника (то есть, помог оккупанту) и вообще не вступал в политические распри. Сегодня бы Его упрекнули в полной аполитичности. Но таковы реалии Евангельского повествования. Почему критики Евангелия не указывают на этот факт?

Почему христианство не отказалось от Ветхого завета?

Многие задают этот вопрос. В самом деле, там Бог истребляет города. Там Бог насылает кары на египтян. Там Бог насылает потопы и истребляет человечество. Бог Ветхого завета выглядит достаточно неприятной фигурой, чтобы сделать его личность двигателем продаж свечей, не так ли? Так что же мешало просто взять да и отказаться от Ветхого завета, использовав в качестве базиса веры лишь новый завет?

Не все так просто и очевидно.

Дело в том, что без Ветхого завета личность Христа не выглядит контрастно относительно Бога Ветхого завета. Плюс Христос возник бы как бы из неоткуда. Ведь ветхий завет как бы готовит исторически обоснованную платформу для появления Христа. О Нем пишут пророки Ветхого завета. Его ждут, на Него надеются. И Он приходит.

Ну и давайте все же не забывать, что Ветхий (и Новый) завет писали люди. Именно древние евреи видели Бога вот таким. Это не означает, что Бог был именно жестоким. Что, в других областях земли не было наводнений? Или засухи? Или сильной грозы? Или не падали крупные метеориты, типа Тунгусского.

Ну, не повезло Содому и Гоморре. Древние евреи в грозных явлениях природы видели проявление мощи Бога, и в каком-то смысле это так и есть (раз физические явления природы созданы Им). Но не надо слишком сильно персонифицировать обычное наводнение или крупный метеорит. Давайте будем разумными. А иначе и Челябинский метеорит, от которого выбило стекла у пол города будем считать гневом Бога на жителей Челябинска. Как говорят многие священники - заходя в храм, сними шапку, но не голову.

Тем более, что в Новом завете Бог уже не домысел, не предположение о Его действиях. Христианство учит, что вот именно такой, каким явил себя Христос и есть Бог на самом деле. Все же остальное - так. Причуды излишней впечатлительности рассказчиков явлениями природы.

Каким же выглядит Христос Нового завета? Совсем иным, нежели Бог ветхого. Его бьют - Он молчит. Его распинают - он молнии не насылает. В Него плюют - он смиряется. Его просят об исцелении болезней - Он исцеляет. Его просят он прощении - Он прощает. К Нему приводят женщину, уличенную в грехе супружеской неверности и говорят, что по законам Ветхого завета она должна быть побита камнями. Но Христос прощает ее и говорит знаменитую фразу "кто из вас без греха - первый брось в нее камень".

Где же экстремизм?

Нет его.

За все время Евангельских событий нет НИ ОДНОГО упоминания о том, что от действий Христа пострадал бы хотя бы один человек. Никто не заболел, не умер, не был Им наказан. Зато сколько исцелений (вне зависимости от нашей веры в правдивость этой истории)!

А еще у Христа есть готовность тихо и безропотно умереть ради некой космической, лишь Ему понятной цели. Нет казней, нет мести. Я предлагаю всем прочитать историю Понтия Пилата. Он умер спустя много лет, от естественных причин (а не от гнева Божьего). Христос после своего воскресения (вне зависимости от вашей веры в этот факт) даже согласно Евангелия, вовсе не наведался к Пилату с "дружеским визитом".

А ведь мы поступили бы именно так. После своего воскресения я первым бы делом посетил дома тех, кто посмел ударить меня, плюнуть в меня, оскорбить меня. "Зевс в гневе". Христос по Евангелию ничего подобного не сделал. Вел себя тихо и кротко.

Допустим, мы не верим, что Христос воскрес. Тогда что мешало тем, кто написал Евангелие, просто придумать, как воскресший Христос мстит своим мучителям?

Но ведь этого нет ни в каком варианте!

Если угодно, авторам писания даже не пришла в голову мысль о мести тем, кто распял, убил, унизил их учителя. Это ли не демонстрация христианского подхода? Да, может удивлять сам подход, но упрекать создателей Евангелия в экстремизме? Да помилуйте. Присоединяюсь к совету критиков Православия. Просто прочитайте Евангелие. Вы увидите там просто историю рождения, жизни и проповеди очень необычной Личности с большой буквы.И не найдете того, о чем говорят критики. Потому что они обманывают вас. Ведь иногда так приятно рушить чужие надежды.

Автор: Дмитрий Сиверс